«Победа» с пропеллером

ГАЗ М 20 «Победа»- Аэросани «Север». C 1960-го по 1961-ый было выпущено 100 аэросаней «Север». В 1959 году в вертолетном конструкторском бюро Н.И.Камова был разработан автомобиль-аэросани «Север-2″ . Серийный автомобиль «Победа», установленный на лыжи с авиационным мотором АИ-14 мощностью 260 л.с. превратился в быстроходный транспорт для северных районов страны в период зимнего бездорожья.
Постановление Совета министров и ЦК КПСС №300 от 16 марта 1957 года «О мерах по развитию экономики и культуры народов Севера» и приказ Министерства авиационной промышленности №229 от 13 апреля 1957 года предписывали создание транспортного средства для перевозки почтовых грузов в труднодоступных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Новая машина должна была заменить аэросани «НКЛ-16» и «НКЛ-26».

В 1959 году Министерство связи заказало вертолётному ОКБ Николая Ильича Камова разработать новую машину. В течение года конструкторским бюро был спроектирован снегоход, получивший название «Север-2».
Автомобиль представлял собою четырёхопорные аэросани с управляемыми передними лыжами; имел кузов от ГАЗ-М20 «Победа», дополнительно усиленный и утеплённый. Кузов состоял из четырёх отсеков: под капотом – аккумуляторный; в передней части кабины – места водителя и почтальона; грузовой отсек имел складное сидение и находился в средней части кабины; моторный отсек — в задней части машины.

Приборный щиток — авиационного типа. Часть машин оборудовалась магнитными компасами и радиостанциями. Отопительная установка — автономная, обеспечивавала обогрев ветровых стёкол и кабины, а также прогрев двигателя перед пуском при сильных морозах.
Передняя подвеска и рулевое управление – от «Победы»; амортизационные стойки задней подвески – от Камовского вертолёта Ка-15. Лыжи — взаимозаменяемые, клёпаной конструкции из дюралюминия. Передние и задние концы корпуса лыжи имели стальную оковку.

Двигатель — 260-сильный однорядный звездообразный 9-цилиндровый карбюраторный 10-литровый АИ-14 Р, созданный в КБ конструктора А.Г.Ивченко. Мотор работал на авиационном бензине Б-70 или Б-91/115. Пропеллер имел кольцевое защитное ограждение. Пуск двигателя производился водителем с помощью сжатого воздуха, поступающего из баллона. Заправка баллона воздухом осуществлялась компрессором, расположенным на двигателе.

Средний пробег аэросаней «Север» составлял 12-15 тысяч километров в год при средней скорости движения на почтовых трассах 30-35 км/ч. Маршруты проходили по целинному снегу, торосистому льду в мороз до 45-50 градусов Цельсия.

Аэросани работали вдоль Амура, обслуживали поселки по берегам рек Лена, Обь и Печора. Аэросани «Север-2″ выполняли регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОСАНЕЙ «СЕВЕР-2»
Длина, мм — 6010

Ширина, мм — 2925

Высота, мм — 3270

База, мм — 3415

Колея, мм — 2500

Диаметр воздушного винта, мм — 2700

Максимальная ходовая масса, кг — 2350

Обозначение двигателя — АИ-14РС

Мощность двигателя, л.с — 260

Коммерческая нагрузка, кг — 500

Максимальная скорость, км/ч – 70

Эксплуатационная скорость, км/ч – 30-40

Продолжительность хода, ч — 5

Дальность хода, км — 360
Серийное производство аэросаней было развёрнуто в Приморском крае, в городе Арсеньеве на авиационном заводе «Прогресс» в 1960 году.

При жёстких условиях эксплуатации — температурах, доходивших до -50 градусов; трассах, проходивших по торосистому льду; отсутствию должного технического обслуживания и ангаров – пробег машин составлял 13 тыс. км (три – четыре года работы).