Эволюция арбуза. Отслеживаем по натюрмортам как он выглядел 350 лет назад

Арбузы в наше время — это уже совсем не арбузы прошлых лет, как свидетельствует живопись. Посмотрите на картину 17-го века итальянского художника Джованни Станки. На одном из его натюрмортов («Арбузы, персики, груши и другие фрукты в пейзаже», 1645-72) изображён разрезанный арбуз с ножом, застывшим над розоватой, бледной мякотью, полной тёмных семян — и он очень сильно отличается от ярких сочных красных арбузов с небольшой россыпью семян, которые мы видим, когда разрезаем их сегодня.

Картина, которая была продана в прошлом году на Christie’s, показывает арбуз в разгаре одомашнивания из дикорастущей формы, которая возникла в Африке.

Натюрморт Джованни Станки, 17 век.
Проследим работу селекционеров, которая привела к эволюции арбуза, по картинам старых мастеров! Как здорово, что многие художники любили рисовать арбузы! Эти картины вполне можно показывать на занятиях по обучению селекции сельскохозяйственных культур.

С течением времени арбузы стали иметь разные формы, в них стало меньше семян, больше воды (они стали заметно более сочными) и сахара, у них появилась замечательная яркая красная мякоть, которой не было у первоначальной дикой формы. Самое интересное: это не конец эволюции, арбузы продолжают развиваться и меняться и сегодня!

Сейчас у нас уже есть бессемянные арбузы, дыни, и даже — о ужас — арбузы с человеческими лицами. И квадратные арбузы тоже! Работы художников, старых мастеров, заморозили фрагменты, остановили время, в том числе моменты нашей истории сельского хозяйства.

Большинство из нас, вероятно, на каком-то уровне понимает, что большинство фруктов, овощей и мяса в наших продуктовых магазинах — не полностью натуральные продукты, а то, что мы получили в результате многовековой селекции и модификации. Например, почти вся наша морковь сегодня — оранжевая, несмотря на то, что она раньше имела оттенки от жёлтого до фиолетового (в 17-ом веке). Но человечество решило культивировать только оранжевую разновидность моркови, с изрядным количеством бета-каротина. Персик, также, в диком виде ранее растущий в Китае, со временем стал несравнимо крупнее, слаще.

Ниже приведены несколько примеров арбузов из прошлого, след которых остался в искусстве.

Альберт Экхаут, «Ананасы, арбузы и другие фрукты (фрукты Бразилии)» (17 век), масло на холсте (Национальный музей Дании).

Джован Баттиста Руопполо, «Натюрморт с фруктами» (17 век), масло на холсте.

Рафаэль Пил, «Дыни и ипомея» (1813), холст, масло (Смитсоновский американский художественный музей).

Джеймс Пил, «Натюрморт» (1824), масло, панель (музей искусств Гонолулу).

Агостиньо Жозе да Мота, «Папайя и арбуз» (1860), холст, масло (Национальный музей изящных искусств).

Михаил Стефанеску, «Натюрморт фрукты» (1864).

Алван Фишер, «Натюрморт с арбузами и персиками» (19 век), масло, холст на оргалите.

Родиной арбуза считается Южная Африка. «В средневековую Западную Европу арбузы были завезены в эпоху крестовых походов. На территорию России арбузы были завезены в XIII—XIV веках.