Факты из истории водительских прав

Привычная вещь, ежедневно сопровождающая нас в поездках на автомобиле — водительские права. Предлагаем вашему вниманию интересные факты из истории этого обычного, на первый взгляд, документа.
Первая ласточка.
3 июля 1886 года Карл Бенц проехал на своем «Моторвагене» (первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания) по улицам Мангейма, пугая пешеходов и повергая в изумление экипажи конных повозок. В 1888 году изобретателю пришлось получить разрешение от властей на передвижение по общественным дорогам, поскольку горожане жаловались на шум и тарахтение «самоходного экипажа».

В городе Карл должен был ездить со скоростью не более 6 км/ч, а при встрече с пешеходами и конными экипажами еще понижать скорость. Это еще не было полноценное водительское удостоверение, но было первым шагом в этом направлении.

«Моторваген» Карла Бенца 

Первые из первых.
Первое в мире водительское удостоверение выдали в 1893 году в Париже и называлось оно «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», а в России первые «пробные» удостоверения получили два петербуржца в 1895 году от градоначальника барона фон Валя, разрешающие им передвигаться на моторных велосипедах.

Стоит ли говорить, что тогда еще мало кто задумывался о том, что автомобилей станет гораздо больше, чем 2-4 штуки в городе и никаких специальных экзаменов еще не придумали. Нужно было просто продемонстрировать умение управлять автомобилем и все — езди себе на здоровье.

Первое автомобильное ДТП в истории.
Когда нет строгих правил и соответствующего опыта, может случиться беда. Именно это и случилось в 1896 году в Лондоне. Неопытный водитель Артур Эдселл (водительский стаж Артура составлял три недели) летел по дороге с немыслимой скоростью в 13 км/ч, сильно отвлекаясь на сидящую рядом юную леди и не заметил замершую в изумлении на дороге Бриджит Дрискол, потерявшую дар речи от вида экипажа без лошадей и попытавшуюся защититься от него зонтиком. Это был первый автомобильный наезд на пешехода со смертельным исходом.

В 1898 году, два года спустя, еще один водитель в Великобритании потерял управление и вылетел с дороги, слишком сильно разогнавшись. Он скончался в госпитале на следующий день. Стало ясно, что без правил дорожного движения не обойтись.

Первое русское.
Первые разрешения на вождение автомобилей стали выдавать в России в 1900 году. Это была карточка с фотографией и информацией о владельце. Для ее получения уже нужно было сдать экзамен.

Ввели первые ограничения — сесть за руль теперь можно было не ранее, чем в 17 лет и разгоняться не более, чем до 12 верст в час (13 км/ч). С наступлением этой даты началась целая автомобильная эпоха.

Так же, как у всех.
В 1909 году Россия присоединилась к Международной конвенции о передвижении автомобилей и стала выдавать «дорожные свидетельства» международного образца. Появились требования к автомобилям, штрафы и дорожные знаки. У шоферов появилось понятие квалификации. Автомобили разделились на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Электромобиль Ипполита Романова, 1899 год 
За нарушение правил был положен штраф, за повторное нарушение — арест на 14 дней, а за третье нарушение лишали прав. В 1910 году в Санкт-Петербурге появилась первая школа шоферов, а к 1917 году их стало целых 6.

Другое время — другие порядки.
После смены власти памятного 1917-го года документы на управление авто дореволюционной России не менялись и были в ходу до 1923 года. В 1923 году в СССР было выпущено новое «Свидетельство на право управления экипажем». В нем впервые появились три категории водителей, зависящие от стажа. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль.

Но и без неразберихи не обошлось — в разных регионах были разные стандарты оформления документа и перекрестной совместимости они не имели — в Москве, к примеру, водительские права другого региона не действовали.

Снова едины.
В 1936 году правами стали заниматься органы внутренних дел, а не местная администрация и права приобрели единый стандарт и новое название — «удостоверение шофера».
Для подготовки водителя низшей — третьей — категории отводилось 576 часов, из которых практика занимала до 30 часов. Обучение проходило как с отрывом (три месяца), так и без отрыва от производства (полгода).

Водительское удостоверение 1936 года 

Инструкция шоферам.
Вот некоторые выдержки из инструкции шоферам СССР начала 20-х годов.

«Трогать автомобиль с места, переключать скорости и останавливать — все это надо делать так, чтобы это возможно менее чувствовалось
пассажирами автомобиля.»

«При встрече с пугливыми лошадьми не подавать сигналов, а замедлять ход и в случае нужды совершенно останавливать автомобиль.»

«При движении автомобиля в особенности на плохой, скользкой дороге, шофер обязан держать рулевое колесо крепко обеими руками.»

«При израсходовании всех запасных камер для возможности движения до ближайшего этапа, плотно набивать покрышку тряпками, чистыми концами, травой, соломой или обматывать обод колеса плотно бичевкой, чаще поверяя это временное приспособление. Двигаться при этом тихим ходом.»

«Во время управления автомобилем шоферу воспрещается разговаривать.»
Талоны.
Одно время в СССР была бальная система — вместе с правами водитель получал талон предупреждений, в котором компостером пробивались дырки. Три дырки за одинаковое нарушение в течение года — а водитель превращался в пешехода, нужно было заново сдавать экзамен.

Талон предупреждений, 1974 год 
В 1963 году в СССР возвращаются международные права (СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении) и с 70-х годов появляется 5 категорий водительских прав, каждая из которых — для определенного транспортного средства.

Водительское удостоверение 1976 года