Среди индейцев США и Канады были распространены легенды и истории о встречах с каким-то очень крупным животным, по описанию похожим на мамонта.

Официально считается, что мамонты вымерли в Северной Америке около 10-12 тысяч лет назад, хотя есть и новаторские исследования, показывающие, что в некоторых местах они исчезли лишь около 5 тысяч лет назад. 

Так что истории индейцев можно было бы посчитать просто отголоском тех далеких времен, когда они застали этих животных. Если не принять во внимание, что немало таких встреч, как уверяется, произошли в 19 веке.

Индейцы племен оджибва и ирокезов рассказывали о «большом животном, которое обитало в лесу и было настолько сильным, что могло сокрушать деревья, стоявшие на его пути». Подобные истории также рассказывали в племенах вайандота, тускарора, микмаки из Новой Шотландии и другие. 

Индейцы потаватоми и шауни, обитавшие к западу от Великих озер, называли этих существ «древоедами» и описывали их как «полуводных животных, питающихся травой, с очень длинными и загнутыми бивнями, грубой серой шкурой и большими ушами». 

Когда французский путешественник Пьер Франсуа Ксавье де Шарлевуа проезжал по Новой Англии и районам Великих озер, он услышал от коренных алгонкинцев рассказы об огромном «лосе с пятой лапой, выходящей из плеча»:

«Среди этих варваров существует довольно забавная традиция рассказов о большом лосе, рядом с которым остальные звери похожи на муравьев. Говорят, что у него такие высокие ноги, что ему не мешает восьмифутовый слой снега. 

Его шкура защищена от всех видов оружия, и у него есть что-то вроде дополнительной руки, идущей от плеча, которой он пользуется так же, как мы используем нашу.  За ним всегда следует большое количество других лосей, которые составляют его свиту и оказывают ему все услуги, которые он от них требует».

В своей книге «Заметки о штате Вирджиния» будущий американский президент Томас Джефферсон упоминал об индейской легенде о «большом буйволе», которая, как он полагал, описывала какое-то слоноподобное существо, возможно, дожившего до наших дней мастодонта:

«Легенда гласит, что в древние времена стадо этих огромных животных пришло на Большие Костяные поля и начало повсеместное истребление медведей, оленей, лосей, буйволов и других животных, которые были созданы для использования индейцами. 

Тогда Великий Человек посмотрел сверху вниз и увидел это, придя в такую ярость, что схватил свою молнию, спустился на землю, уселся на соседней горе, на которой до сих пор видны отпечатки его седалища и его ног, и начал метать свои стрелы в стадо, пока все не были перебиты, кроме большого быка.

Этот бык, подставив лоб под стрелы, стряхивал их, когда они падали, но, наконец, он пропустил одну и она ранила его в бок, после чего, развернувшись, он перескочил через Огайо, Уобаш, Иллинойс и, наконец, через Великие озера, где он обитает по сей день. 

Некий мистер Стэнли, взятый в плен индейцами близ устья Танисси, рассказывает, что после того, как его передавали через несколько племен от одного к другому, его в конце концов перевезли через горы к западу от Миссури к реке, текущей на запад. И там костей этих зверей было предостаточно.  Туземцы описали ему животное, которому они принадлежали, и сказали, что оно все еще живет в северных частях их страны. Из описания он заключил, что это слон».

Бенджамин Ф. Стикни, агент по делам индейцев, работавший к северо-западу от Огайо, рассказывал что индейцы часто встречали этих существ и что те питались ветвями разновидности липы, и они не ложились на землю, а прислонялись к дереву, чтобы поспать. 

В 1807 году торговец пушниной и геодезист Дэвид Томпсон собрал многочисленные описания таких зверей из разных мест и он прямо говорил, что считает, что это мамонты:

«Старый вождь и другие рассказывали, что в горных лесах обитает очень крупное животное, высотой около 3 метров и огромной массы, которое никогда не ложится, но во сне всегда прислоняется к большому дереву, которое способно выдержать его вес.

Они верят, что у него нет суставов в середине ног, но это не точно, так как они никогда не убивали ни одного из них. Я расспросил нескольких и никто не мог с уверенностью сказать, что видел его, но их убеждение в его существовании я нашел твердым, и его нельзя было поколебать.

Тамошние охотники указали мне на невысокую гору, по-видимому, недалеко от нас, и сказали, что на вершине этого возвышения находится озеро протяженностью в несколько миль. Они говорили, что эти животные питаются там, они были уверены в этом из-за большого количества вырванного мха на земле.

Все охотники соглашались, что это животное не было плотоядным, а питалось в основном мхом и овощами. Хотя ни один из них не видел его лично, я знал этих людей много лет и всегда мог положиться на их слово, у них не было интереса обманывать себя или других людей. 

Косвенных свидетельств существования этого животного достаточно, но, несмотря на то, что охотники много месяцев пересекали эту обширную страну во всех направлениях, и никогда не видели это животное, так что прямых доказательств его существования нет. 

И все же, когда я думаю обо всем, что я видел и слышал, если бы я дал клятву, я не смог бы ни утверждать, ни отрицать их существование. На протяжении многих сотен миль Скалистые горы все еще не исследованы».

А в 1811 году Томпсон лично обнаружил в лесу странные круглые слоноподобные следы, которые, как он полагал, были оставлены молодым мамонтом.

Ирландский исследователь Росс Кокс, работавший на несколько торговых компаний на северо-западе Америки, также собрал несколько подобных историй из района реки Атабаска в Скалистых горах:

«У некоторых племен Верхнего кри, населяющих страну в окрестностях реки Атабаска, есть любопытная традиция в отношении животных, которые, по их словам, раньше часто обитали в горах. Они утверждают, что эти животные были ужасающих размеров, достигая от двухсот до трехсот футов в длину (60-90 метров) и высоких пропорций. 

Раньше они жили на равнинах, на большом расстоянии к востоку, откуда индейцы постепенно вытеснили их в Скалистые горы. Говорят, что эти звери уничтожили всех мелких животных и если бы их ловкость была равна их размеру, они бы также уничтожили всех туземцев. 

Один человек утверждал, что его дед рассказывал ему, что видел одно из этих животных на горном перевале, где он охотился, и что, услышав его рев, который он сравнил с раскатами грома, зрение почти покинуло его глаза, а сердце стало маленьким, как у младенца.»

У индейцев читимача в Луизиане также были свои истории об этих существах, и особенно выделяется одно сказание. В нем говорится, что примерно в то время, когда европейские переселенцы начали прибывать на  эти земли, там обитал огромный зверь с длинным носом, который вышел из океана, чтобы поселиться в лесу. 

Это была далеко не просто легенда, они в самом деле верили, что это чудовище было реально:

«Давным-давно существо с длинным носом вышло из океана и начало убивать людей. Зверь вырывал деревья с корнем своим носом, чтобы добраться до людей, которые искали убежища в ветвях, и люди жили на деервьях, чтобы спастись от него. 

Он поселился в лесу недалеко от Шарантона, и когда появилось оружие, люди отправились в этот лес, чтобы убить чудовище, но не смогли его найти. Когда же они впервые увидели слона, то подумали, что это одно и то же существо, и поэтому назвали слона Некасиками (длинноносый дух)».

Истории про «зверя с длинным носом» в свое время сильно заинтересовали американских антропологов. Антрополог Джеймс Х. Говард  утверждал, что истории о «волосатых слонах» обычно рассказывали индейцы Среднего Запада, а антрополог Уильям Дункан Стронг писал, что подобные сказания встречаются и у племен Квебека и Лабрадора, которые называли это существо словом «катчеетохуску»:

«Когда племя наскапи попросили описать Катчитохускву, они сказали, что он был очень крупным, у него была большая голова, большие уши и зубы, а также длинный нос, которым он бил людей. Его следы на снегу описывались в их рассказах как большие и круглые. Один индеец, который видел изображения современного слона, сказал, что он думал, что это Катчитохуску».

Антрополог Фрэнк Г. Спек записал историю индейцев племени пенобскот в штате Мэн, которые рассказали ему о том, как вождь племени выследил и убил одно из этих существ:

«Он увидел то, что выглядело как холмы без растительности, медленно бродящие вокруг. При ближайшем рассмотрении он увидел, что эти холмы на самом деле были спинами огромных животных с длинными зубами, животных настолько огромных, что когда они ложились, то не могли сами подняться. Они даже пили по полдня за раз. 

Охотник Снежная сова пошел дальше и после многих приключений дошел до своей жены. Затем он вернулся к месту, где у животных были свои «дворы». Он подрубил деревья, на которые монстры привыкли опираться по ночам, так что, когда бы они снова это сделали, деревья сломались бы. В итоге животные упали на острые пни и тогда Снежная Сова застрелил их всех». 

В общем, подобные истории можно было найти в племенах по всей Северной Америке, и хотя возникает соблазн списать это на просто фольклор, этих существ видели и белые переселенцы. 

В 16 веке моряк по имени Дэвид Ингрэм, приплывший в Америку на корабле английского флотоводца и работорговца Джона Хокинса, проделал большой путь от Мексики до Новой Шотландии (Канада). По пути он встречал множество индейцев и рассказывал, что у них есть трубы, созданные из «зубов слонов».

Может быть индейцы находили в земле бивни мамонта и из них вырезали эти трубы? Но Ингрэм уверял, что также лично  видел двух этих гигантских животных:

«Чудовищное животное было в два раза больше лошади и во всех отношениях похоже на лошадь, как в движениях, так и в наличии копыт и ржании, за исключением того, что оно было более мелким к задней части. У этих зверей два зуба или рога длиной в фут, растущие прямо за ноздрями. Они являются естественными врагами для лошадей».

В Эдинбургском журнале был опубликован отчет, сделанный в 1803 году в Западной Канаде, недалеко от места под названием Форт Йорк. Очевидец, некий Томас Поллок, утверждал, что в то время был сержантом в Компании Гудзонова залива и что он и его проводник наткнулись на довольно любопытного зверя, когда отправились устанавливать контакт с местными племенами:

«Мы покинули Форт Йорк 19 мая 1803 года. Примерно через две недели после того, как по приказу мистера Луиса нас с проводником отправили через реку, название которой я сейчас не помню, и мы внезапно наткнулись на животное огромных размеров. 

Оно было около 20 футов в высоту и имело очень тяжелый и громоздкий вид. Я могу дать лишь очень неубедительный отчет об этом, учитывая тот ужас, в который я был повергнут. Его брюхо было огромным, почти касалось земли. Его цвет был грязно-черным».

В 1818 году неназванный очевидец прислал в тот же Эдинбургский журнал историю о наблюдении слоноподобного существа, сделанного в отдаленной канадской долине торговцами мехом:

«Группа внезапно наткнулась на животное в глубоком и ранее никем не посещаемом углублении и была так встревожена его огромными размерами (превышающими размеры самого крупного слона) и его неизвестным видом, что они немедленно в большом ужасе отступили в лагерь, из которого их затем выгнали.»

Этот отчет вдохновил нескольких человек отправиться в экспедицию в тот регион, где они обнаружили гигантские следы, похожие на слоновьи.

Также в 1818 году появилось еще одно сообщение из Скалистых гор в США. Очевидец уверял, что по региону бродили существа, похожие на шерстистых мамонтов.

В газете Портленд Пресс от 28 ноября 1896 года был опубликован любопытный отчет о полковнике Ф. Фаулере, который в конце 19 века проживал на Аляске. В разговоре с репортером он рассказал историю о существе, обитающем в дикой местности возле реки Снейк, о котором он услышал во время путешествия к торговому аванпосту инуитов. 

Однажды он купил у вождя Толитима партию того, что, по его мнению, было окаменелой костью мамонта, и после осмотра бивней обнаружил на них свежие следы крови и плоти. Когда он спросил об этом вождя, Толитима объяснил, что слоновая кость была получена от животных, которые были убиты всего за 3 месяца до этого и примерно в 50 милях отсюда.

По словам вождя, его охотничий отряд столкнулся с целым стадом «длинных зубов» и сумел завалить двух из них.

«Я попросил охотника описать чудовище, и, взяв острую палку, он нарисовал мне бледное животное в мягкой глине. Согласно его описанию, оно было по меньшей мере двадцати футов в высоту и тридцати футов в длину. В общих чертах это существо мало чем отличалось от слона, но его уши были меньше, глаза больше, а хобот длиннее и тоньше. 

Его бивни были желтовато-белого цвета и насчитывали шесть штук. Четыре из этих бивней были расположены как у кабана, по одному с каждой стороны в каждой челюсти. Два других бивня он унес с собой. 

Я измерил их, и они были более пятнадцати футов в длину и весили свыше 250 фунтов каждый. Они постепенно сужались к острому концу и загибались внутрь. Тело монстра было покрыто длинной грубой шерстью красновато-коричневого цвета.» 

В октябре 1899 года в журнале МакКлюра была опубликована странная статья под названием «Убийство мамонта». В статье, написанной неким Генри Тукеманом, обсуждалось предполагаемое убийство «последнего мамонта», которое, якобы, произошло в 1890 году в холодной дикой местности Аляски. 

Тукеман утверждал, что он останавливался в Форт-Юконе на зиму, и в какой-то момент он показывал несколько фотографий африканских животных местным эскимосам. Один из них увидел изображение слона и тут все они пришли в восторг. 

Сельский житель по имени Джо сказал, что недавно видел подобное существо неподалеку, что было странно, поскольку на тысячи миль вокруг не должно было быть никаких слонов. Джо утверждал, что видел это существо, которое он назвал Ти-Кай-Коа, во время охоты на бобра со своим сыном несколько лет назад, когда они наткнулись на массивное существо, купающееся в озере. Его сын выстрелил в него, но существо это только разозлило, и они отступили. 

Все это очень заинтриговало Тукемана, который посчитал это доказательством существования на Аляске живого мамонта и он строил планы отправиться туда после окончания суровой зимы, чтобы исследовать район.

Когда наступило лето и растаял снег, Тукеман отправился туда с проводником-инуитом, и они нашли то, что искали, проведя в засаде более месяца в палатке. В какой-то момент Тукерман разжег костер, полагая, что мамонт появится, чтобы попытаться затоптать его, и, как ни невероятно, это звучит, это сработало. Мамонт вышел из-за деревьев, чтобы попытаться затоптать огонь, и в этот момент двое охотников открыли по нему огонь, пока могучее животное не упало.

Затем они сняли с него шкуру, собрали его кости и произвели различные измерения, но приближающееся наступление зимы означало, что они были вынуждены прятаться со своим трофеем до весны.  По словам Тукемана,в конце концов ему удалось продать кости и останки своей добычи в Смитсоновский институт, где они якобы поместили их в тайное место и засекретили находку.

Увы, хотя эта история широко освещалась во многих газетах того времени, считается, что она, скорее всего, была мистификацией, а сам Смитсоновский институт строго опроверг эти утверждения.

Что же касается полковника Фаулера, то он до конца своих дней  утверждал, что рассказанная им история полностью правдива. И более того, он заявлял, что правительство США знает, что эти существа все еще живы.

Loading

от Fox