Top.Mail.Ru

Ее протяженность — всего 69 километров, но за это расстояние всякий водитель, оказавшийся на этой дороге, спускается из высокогорной столицы в тропические джунгли, теряя 3 километра высоты. Серьезный уклон, отвесные обрывы, частые туманы и дожди, экстремальная ширина, редко где превышающая 3 метра, а также отчаянные нравы местных жителей приводили к тому, что ежегодно на пути из боливийского Ла-Паса в город Коройко, центр провинции Северный Юнгас, случались тысячи ДТП, уносившие сотни жизни. Когда-то у нее было прозвище «самой опасной дороги в мире», но теперь она превратилась в популярный туристический объект. Как произошла эта удивительная трансформация?

Как она появилась?
Боливия не относится к числу главных мировых туристических направлений, а между тем это чрезвычайно колоритная страна с удивительным сочетанием архитектурных шедевров колониального периода и живописной природы. Начать можно с того, что там целых две столицы — формальная и фактическая, и вот как раз последней является Ла-Пас, рядом с которым и находится «Дорога смерти». Еще одной особенностью Ла-Паса является его расположение: крупнейший город Боливии с населением без малого 2 млн человек построили на высоте 3,5 километра. Это действительно немалая цифра, и многим приезжающим сюда впервые с равнин, близких к уровню моря, до акклиматизации может не хватать кислорода.

Тем не менее жизнь здесь кипит, и боливийская столица каждый день принимает тысячи гостей из провинции. Едут они и в обратном направлении, и почти всегда этот путь связан с преодолением большого перепада высоты. Дорожное строительство в сложнейших горных условиях и сейчас отнимает кучу ресурсов и времени. Во времена же, когда техника еще не была столь совершенной, подобные инфраструктурные проекты и вовсе превращались в эпопею, а итоговый результат зачастую был далек от совершенства. Впрочем, в сооружении подобных объектов существовала острая необходимость, а значит, проблема кое-как вынужденно решалась.

Кто ее строил?
В 1930-е годы было решено связать столичный Ла-Пас с Коройко, главным городом провинции Северный Юнгас. К этому времени Боливия едва закончила так называемую Чакскую войну с Парагваем. Двое соседей, не имеющих выхода к морю, крепко переругались из-за пограничной области Гран-Чако, где будто бы были богатые нефтяные месторождения. Нефть там и правда нашли, но только в 2012-м, что не помешало двум южноамериканским странам почти веком ранее три года убивать солдат друг друга. В том конфликте с обеих сторон погибло без малого 100 тыс. человек — число жертв оказалось огромным для войны регионального значения. Хотя более крупная Боливия и проиграла дерзкому Парагваю, в армии которого было немало российских офицеров, эмигрировавших с родины после событий 1917 года, в плену у нее оказалось достаточное количество соседей. Они-то и построили эту почти 70-километровую дорогу.

Конечно, современным требованиям к такого рода объектам получившийся результат соответствовал слабо. Дорога проходила по горному карнизу фактически над пропастью, не имела никакого ограждения, тем более асфальтового покрытия. Ее ширина не превышала 3,2 метра — по сути, она была однопутной, хотя потоки по ней двигались в обоих направлениях.

Почему она получила такое название?
Во многом Camino de la Muerte («Дорога смерти») — это прозвище, данное на потеху туристов, падких до подобного рода «смертельных» аттракционов. Однако на пустом месте такие названия не возникают, и путь на Северный Юнгас является лучшей иллюстрацией этому. В 1930-е и следующие пару-тройку десятилетий габаритов трассы, в общем-то, хватало для удовлетворения нехитрых нужд местных жителей. Транспорт был по большей части гужевым, что, как оказалось, спасало множество жизней.

С распространением в Боливии автомобилей разного формата ситуация стала ухудшаться. Узость дороги, уклон, отсутствие ограждения играли с водителями злые шутки. Серьезным фактором были и постоянные туманы и дожди. По сути, спускаясь из высокогорного Ла-Паса или поднимаясь к нему, путникам приходилось проезжать сквозь зацепившиеся за горы облака с их отвратительной видимостью. На аварийности плохо сказывались и нравы местных шоферов.

Горячие горцы не только часто позволяли себе садиться за руль нетрезвыми, но и решались устраивать на трассе подобной ширины гонки на опережение, забывая про встречное движение. Статистика по ДТП стала настолько одиозной, что появление громкой, хлесткой клички было лишь делом времени.



Новая трасса
В 1983 году с «Дороги смерти» в пропасть упал рейсовый автобус. Погибло более 100 человек, а автокатастрофа стала крупнейшей в истории Боливии. Смертельные ДТП более скромного масштаба с трудом поддавались подсчету. В 1990-е — первой половине 2000-х на трассе Ла-Пас — Северный Юнгас ежегодно случалось несколько тысяч аварий, в которых гибло 200—300 человек. То есть в худшие годы дорога уносила практически по жизни в сутки. И хотя местные жители относились к такой статистике философски, правительство страны все же решило, что проблему пора решать.
Этим решением оказалась новая дорога. Уровень развития техники наконец-то позволил построить нормальное шоссе — двухполосное, с ограждением и асфальтовым покрытием. Прошло оно в стороне от прежней дороги и, естественно, перетянуло на себя весь трафик. Открыли трассу в 2006 году, и с того момента количество ДТП на этом направлении существенно уменьшилось. Радикально сократилось и число жертв. Казалось бы, старая Camino de la Muerte в такой ситуации была обречена: кому могло прийти в голову по доброй воле при наличии безопасной альтернативы лишний раз рисковать жизнью? Оказывается, такие люди нашлись, причем в достаточном количестве.

Туристы-авантюристы
«Дорога смерти» стала, возможно, самой неочевидной достопримечательностью Боливии. Поспособствовали этому и ее удачное расположение рядом со столицей страны, и экстремальная репутация, и объективный интерес, который представляет дорога. Выяснилось, что, будучи лишена автомобильного движения, трасса уже не так опасна. Наоборот, ее преодоление удачно сочетает удовольствие от созерцания горных красот с легким щекотанием нервов — конечно, преодоление не на автомобилях, хотя порой здесь по-прежнему встречаются и они. Главными на «Дороге смерти» сейчас являются велосипедисты.
В Ла-Пасе работает много агентств, организующих туры сюда. Все продается в комплексе, страждущему туристу достаточно лишь заплатить определенную сумму ($50—100) — в обмен вам предоставят трансфер от отеля до начала дороги (и обратно), горный велосипед, тренинг, полную экипировку, включая водонепроницаемую одежду на случай частого здесь дождя, завтрак перед началом аттракциона и обед по его окончании. 70 километров кажутся большим расстоянием, но надо учесть, что вся дистанция — это дорога с горы. Вам предстоит потерять почти 3 километра высоты, спустившись с высокогорья прямо в тропические джунгли, останавливаясь лишь для того, чтобы родить очередной фотошедевр. Это путешествие на целый день, из которых часов пять уйдет на преодоление «Дороги смерти». Путешествие, которое запомнится на всю жизнь.


Добавить комментарий