На дворе стоял 1964 год. В то время абстрактное искусство приобрело невероятную популярность на европейской художественной сцене. Художники этого жанра, включая Джексона Поллока и Франца Клайна, стали сенсацией в Европе, но вскоре появился начинающий абстракционист, который реши взять мир штурмом. В феврале 1964 года в галерее Christinae в Гётеборге, Швеция, состоялась выставка, на которой были представлены работы различных художников-авангардистов из Англии, Дании, Австрии, Италии и Швеции, но среди них были четыре картины, которые все сочли особенно впечатляющими.

Когда журналисты, студенты и скучные искусствоведы бродили по галерее, рассматривая выставленные картины, их внимание привлекли работы художника из Франции по имени Пьер Брассо; о нём раньше никто не слышал, но все присутствующие согласились с тем, что он был гением. Его картины сочли изысканными, и вскоре о них говорили с восхищением. Все хотели знать, кем был этот начинающий художник. Одну из картин приобрёл коллекционер по имени Бертиль Эклёт почти за тысячу долларов с поправкой на инфляцию, а художественный критик Рольф Андерберг из Göteborgs-Posten написал об этих произведениях искусства следующее:

«Брассо рисует мощными мазками, в них прослеживается чёткая решимость. Его кисть изгибается с неистовой невзыскательностью. Пьер – художник, который творит с изяществом танцора балета».

Одна из картин Пьера Брассо

Это была очень высокая похвала для начинающего художника. Его картины превзошли все остальные произведения на выставке, которые в целом были описаны как «скучные». Они получили огромную похвалу практически от всех, кто присутствовал на выставке. Всё, что было связано с Брассо, стало вызывать много шума и волнения; люди с нетерпением ждали, что он представит в следующий раз. Они ещё не знали, что их всех держали за дураков. Как выяснилось позднее, их не просто обманули. «Пьер Брассо» на самом деле был четырёхлетним шимпанзе по кличке Питер. Погодите-ка, что?
Шимпанзе Питер
 
Вся эта история была придумана Оке Аксельссоном, журналистом, который работал на шведскую бульварную газету Göteborgs-Tidningen. Его тошнило от восторженных отзывов искусствоведов об абстрактном искусстве, которое набирало всё большую популярность. Аксельссон устал от скучных рецензий критиков, которые высоко отзывались о том, что большинству людей казалось просто бессмысленной мазнёй. Таким образом, он решил устроить им проверку, чтобы увидеть, действительно ли они смогут отличить произведения искусства, созданные человеком, от тех, что нарисовал шимпанзе. Он хотел знать, действительно ли они способны отличить «хорошее» искусство от «плохого». С этой целью он отправился в шведский зоопарк Borås Djurpark и уговорил персонал позволить ему подарить краски и холсты молодому шимпанзе Питеру.
 
Затем шимпанзе предоставили неограниченный запас вкусной еды и разрешили делать с краской всё, что заблагорассудится. Поначалу Питер просто ел краску вместо того, чтобы с помощью неё произведения искусства. Тогда его решили научить, как правильно пользоваться кистями, и поскольку кобальтово-синий цвет стал его любимым, он будет постоянно использовать его в своих работах. Он станет своего рода фирменным стилем. Шимпанзе Питер создал много картин. Из них Аксельссон выбрал те, что, по его мнению, были лучшими. Он добился того, что их включили в февральскую выставку. Автора картин он представил как Пьера Брассо, поскольку имя Питер казалось слишком простым. Сам Аксельссон был настроен скептически. Он не думал, что кто-то обратит внимание на картины Питера. Один из искусствоведов, которые были не в восторге от них, заявил, что «только обезьяна могла создать такое». Однако Аксельссон сильно удивился, когда узнал, что работы Брассо получили почти единодушное признание в мире искусства. Ему удалось одурачить всех.
 
Но что самое интересное, после того как стало известно об обмане, критик Андерберг по-прежнему настаивал на том, что работы Пьера Брассо были лучшими на выставке. Его картины продолжали продаваться – либо вопреки тому, что их создал шимпанзе, либо благодаря этому. После того как шумиха вокруг инцидента утихла, Питер решил отойти от живописи и прожить остаток своих дней в Честерском зоопарке в Англии. Его перевели туда в 1969 году.
Удивительно, но после этого случая произведения искусства, созданные художниками-шимпанзе, стало набирать популярность; на смену Питеру пришло много творцов. Например, есть такой шимпанзе по кличке Конго, который за всю свою жизнь создал около 400 работ. Среди его поклонников был сам Пабло Пикассо, а в 2008 году одна из его картин была продана за 25 тысяч долларов. Неплохо для шимпанзе, который, вероятнее всего, предпочтёт съесть краску, чем нанесёт её на холст. В 2005 году была выставлена картина другого творческого шимпанзе, которую директор Музея Соломона Гуггенхайма по ошибке принял за работу Эрнста Вильгельма Ная, знаменитого немецкого художника и графика, представителя абстрактного экспрессионизма. И всё же самым известным по-прежнему остаётся Пьер Брассо, художник-шимпанзе, которому удалось обмануть всех и прославиться благодаря этому.

Loading