Странный случай мёртвых-но-не-мёртвых тибетских монахов

По какой-то причине тела умерших монахов долгое время остаются «свежими».

 

* Тела некоторых тибетских монахов остаются «свежими» после наступления смерти.

 

* Их собратья говорят, что они ещё не умерли, а пребывают в глубоком медитативном состоянии, называемом «тукдам».

 

* Наука не обнаружила доказательств активности мозга у монахов, пребывающих в тукдаме.

 

Это определённо происходит, и это определённо странно. После наступления смерти тела некоторых монахов остаются в медитативном положении, не разлагаясь в течение необычайно долгого времени – от двух до трёх недель.

 

Тибетские буддисты, которые рассматривают смерть как процесс, а не как событие, утверждают, что в состоянии тукдама душа ещё не рассталась окончательно с физическим телом. Для них тукдам начинается с медитации «ясного света», которая позволяет разуму постепенно расширяться, в конечном итоге растворяясь в универсальном сознании и теряя привязанность к телу. Именно в этот момент оно по-настоящему умирает.

 

Хотите верьте – хотите нет, но факт остаётся фактом: тела монахов, пребывающих в тукдаме, не разлагаются.

 Научный интерес к тому, что собой представляет тукдам, получил поддержку Далай-ламы, самого главного монаха в тибетском буддизме. Сообщается, что он уже около двадцати лет ищет учёных, которые смогли бы разгадать эту тайну. Он, будучи сторонником науки, пишет: «Буддизм и наука – это не конфликтующие взгляды на мир, а скорее разные подходы к одной и той же цели: поиску истины».

 

Самое серьёзное исследование данного феномена проводится Центром здоровья мозга при Висконсинском университете в Мадисоне в рамках «Проекта «Тукдам»». Нейробиолог Ричард Дэвидсон является одним из основателей центра, и он опубликовал сотни статей на тему осознанности.

 

Дэвидсон впервые столкнулся с тукдамом после того, как его друг, тибетский монах Геше Лхундуб Сопа, скончался 28 августа 2014 года. Увидев его пять дней спустя, Дэвидсон отметил: «С его телом не произошло абсолютно никаких изменений, что было весьма примечательно».

 

Достижения науки по этому вопросу

 «Проект «Тукдам»» опубликовал свой первый отчёт этой зимой. В нём обсуждались результаты недавнего исследования, в ходе которого электроэнцефалография не обнаружила мозговой активности ни у одного из тринадцати монахов, погрузившихся в тукдам; они были мертвы, по меньшей мере, 26 часов. Дэвидсон был руководителем исследования. По его словам, это был всего лишь первый шаг, и науке предстоит пройти ещё долгий путь.

 

Главный вопрос, который всех волнует: почему тела умерших монахов разлагаются так медленно? В то время как факторы окружающей среды могут несколько замедлить или ускорить процесс, обычно разложение начинается примерно через четыре минуты после смерти и становится очевидным в течение следующего дня.

 

Как сказал Далай-лама: «То, что наука считает несуществующим, мы все должны принять как несуществующее, но если наука просто не может найти объяснения – это совершенно другое дело. В качестве примера можно привести сознание. И хотя о том, что оно есть у разумных существ, включая людей, известно уже много веков, мы всё ещё не знаем, что оно собой представляет и как функционирует».

 

Сознание

Поскольку исследователи тукдама продолжают искать сигналы посмертного сознания, справедливо будет спросить, что же собой представляет сознание в первую очередь. Новые теории возникают всё время: сознание существует на квантовом уровне; сознание повсюду.

 

Тем не менее, как заявила тибетский врач Тауни Тидвелл, член «Проекта «Тукдам»», поиски признаков сознания за пределами мозга ни к чему не привели. Однако её обнадёживает тот факт, что тибетские монахи едут в США за медицинскими знаниями. Когда они возвращаются в Тибет, они не становятся западными людьми, которые то и делают, что берут анализы и проводят измерения. Они остаются монахами, которые, однако, обучались в Эмори.