Почти сто лет тому назад вышел первый выпуск сатирического журнала «Крокодил», который на долгие годы стал единственным всесоюзным сатирическим изданием. Подшивки журнала, символом которого был красный крокодил с вилами, хранились во многих советских семьях, ведь тираж изданиях достигал 6,5 миллиона экземпляров. Давайте посмотрим на карикатуры о борьбе с пьянством из легендарного журнала.
В послевоенном СССР несколько раз пытались победить пьянство. В 1958 году объявили бой водке. Ее запретили продавать во всех общепитах (за исключением ресторанов), в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, а также в местах массовых гуляний. Через 14 лет взялись за объемы производства. Заводы стали выпускать больше вина и пива, но меньше крепкого алкоголя. По всей стране были созданы лечебно-трудовые профилактории, куда любителей заложить за воротник отправляли принудительно. А из фильмов принялись активно вырезать сцены, в которых герои разливают и опрокидывают. 

Само собой, на полную мощность работала машина пропаганды. Журналы и газеты пачками печатали карикатуры, изобличающие алкоголиков и самогонщиков. Многие из них были весьма остроумными.

О том, насколько успешной оказалась кампания 1972 года, можно судить по следующим статистическим данным. Потребление алкоголя, которое не превышало 5 литров на человека в год ни в Российской империи, ни в эпоху сталинизма, к концу 70‑х достигло отметки в 10,5 литров. А с учетом подпольного самогона — превышало 14 литров. По оценкам, такой уровень был эквивалентен примерно 60 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину, исключая небольшое количество трезвенников.
Поэтому в 1985 году развернули беспрецедентно масштабную войну с этиловым спиртом. Всем партийным организациям было приказано «решительно и повсеместно усилить борьбу»; в каждой республике ужесточили административные и уголовные наказания за правонарушения, связанные с алкоголем. Впервые государство пошло на снижение доходов от спиртного, которые были очень значимой статьей госбюджета (около 30%).
По всей стране стали распространять статью академика Углова, в которой он доказывал, что пьянство не свойственно русскому народу. Огромное количество профильных магазинов было закрыто. Всем остальным наказали продавать алкоголь только с двух часов дня до семи. 
Народный фольклор между тем пополнялся прекрасным:
В шесть утра поет петух, в восемь — Пугачева.
Магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачева.
На недельку, до второго закопаем Горбачева.
Откопаем Брежнева — будем пить по-прежнему.
Спасибо партии родной, что нету водки в выходной!
Но ты не плачь, моя Маруся, — одеколона я напьюся!
Все эти реформы не могли не привести к снижению продаж спиртного. Как следствие, выросли рождаемость и продолжительность жизни. Но вскоре Союза не стало, и начались 90‑е…









Loading