В индийской части Гималаев есть горная группа Трисул с тремя вершинами и почти на самом его верху, на высоте 5 км, в ложбине между вершинами, лежит маленькое озеро Роопкунд, прозванное Озером Скелетов.

Фактически это просто большая лужа 41 метр в ширину и максимальной глубиной в 2 метра. Зимой это озерцо полностью промерзает, превращаясь просто в слой льда. 

А летом, когда тает снег вокруг озера и лед в самом озере, на поверхности появляются человечески кости. Очень много костей, сотни скелетов. Как будто неведомая сила выталкивает их наружу из глубины озера.

Это место уникально, на Земле нигде нет ничего подобного, и о том, что это за скелеты и при каких обстоятельствах тут погибло так много человек, ученые все еще лишь строят предположения.

Ужасное открытие

На протяжении сотен лет в этих местах ходили слухи о горе, вершина которой завалена скелетами людей, но официально озеро Роопкунд было обнаружено лишь в 1942 году, когда сюда добрался некий Х. К. Мадвал, работающий кем-то вроде лесника. 

Собственно, не удивительно, ведь от Роопкунда до ближайшего человеческого поселения около пяти дней пути по горным склонам, а дорог там нет, лишь узкие извилистые тропы. 

Мадвал искал в Гималаях редкие растения, растущие высоко в горах, и вместе с ним в поход отправился его помощник, а также несколько носильщиков. 

Когда они забрались на Трисул, спустились в ложбинку к озеру и увидели, что его берега завалены человеческими скелетами, они были чрезвычайно напуганы. Мадвал писал в своем дневнике, что от ужасного зрелища у него перехватило дыхание, а носильщики от страха побросали вещи и побежали прочь с горы.

К счастью, помощник Мадвала был посмелее, и когда первый страх прошел, они оба стали осматривать скелеты. Мадвал описывал, что среди льда останки людей сохранились так хорошо, что на многих еще были видны ошметки плоти и волосы.

Среди скелетов они также видели какие-то бамбуковые палки, примитивные зонтики, кожаные сандалии, но это не давало подсказок насчет того, кем были погибшие.

Когда Мадвал вернулся и рассказал о том, что увидел, многие захотели тоже пойти туда и посмотреть на Озеро Скелетов, но из-за Второй Мировой войны первая официальная экспедиция состоялась лишь в 1960-х годах. Тогда на берегах Роопкунда насчитали останки 800 человек.

Погибшие были паломниками, ставшими жертвами природной стихии?

В штате Уттаракханд, где находится озеро Роопкунд, самой почитаемой богиней является Нанда Деви и большой горный район, где стоит Трисул, относится к священному району почитания Нанда Деви. Сейчас тут расположен национальный парк имени этой богини.

Неподалеку от Трисула проходит тропа паломников и каждые 12 лет на протяжении многих веков люди ходят по этой тропе к озеру Хомкунд, чтобы почтить Нанда Деви. Это паломничество называется Рат Джат и оно очень популярно. Каждый раз в нем принимают участие около 50 тысяч человек.

Причем принять участие в Рат Джате позволено лишь мужчинам средних лет, принадлежащих высшим кастам. Никаких стариков, детей, женщин и низших каст не допускается.

Есть гипотеза, согласно которой на озере Роопкунд погибли паломники, которые по какой-то причине ушли с тропы во время Рат Джата. Возможно, они хотели переждать снежную бурю, укрывшись среди трех вершин Трисомы от ветра, но им не повезло. Случилось еще какой-то страшное бедствие, возможно ледяной град, отчего все они погибли.

Есть теория, что загадка гибели этих людей скрывается в местной народной песне о богине Нанда Деви. В песне описывается, что группа паломников во главе с королем и королевой вызвали гнев Нанда Деви тем, что стали танцевать под музыку (а музыка у паломников Рат Джата строго запрещена).

Разгневанная богиня в наказание обратила танцоров в камень, а на остальных обрушила железные шары с неба. 

Предполагается, что эти «железные шары» были сильным градом и на черепах и костях озера Роопкунд в самом деле были найдены проломы и переломы, вызванные какими-то мощными ударами.

«Единственным правдоподобным объяснением того, что так много людей получили такие похожие травмы одновременно, является то, что упало с неба», — сказал в то время один исследователь, предположив, что градины могли достигать 23 сантиметров в диаметре.

Есть также предположения, что на людей мог обрушиться оползень, лавина или поток камней. Подобное здесь является не редкостью и некоторые исследователи своими глазами видели, как с вершин к озеру скатываются крупные камни.

Две разные группы погибших

К сожалению, за прошедшие полвека с момента обнаружения Озера Скелетов, туда стали все чаще добираться туристы и любопытствующие. Они собирали кости и складывали их в кучу, нередко сортируя черепа с черепами, а ребра с ребрами, собирали артефакты и забирали их с собой на память и тд, что сильно осложнило работу современных ученых.

В данный момент невозможно понять, где кости лежали изначально и сколько их там было всего, а также какие вещи были у них с собой в момент гибели.

Однако можно было проводить генетические исследования и одно из них, проведенное в 2019 году, установило, что у озера Роопкунд было как минимум две группы погибших, причем первую от второй отдаляла тысяча лет.

Первая группа была выходцами из Южной Азии и они погибли примерно в 8 веке нашей эры. Вторая же группа была большой неожиданностью для ученых. Эти люди пришли из региона Средиземноморья (Греция и Крит), крайне далеком от Гималаев, и погибли на тысячу лет позднее, то есть примерно в 18 веке.

Причем что в первой, что во второй группе были люди высокого роста и средних лет. Никаких стариков и детей. И никто не приходился другому родственником. 

Очень подходит под критерии паломников Рат Джата, правда с одним лишь отличием, среди скелетов были обнаружены как мужские, так и женские. Впрочем, может быть в прошлые века к паломничеству допускали и женщин.

Пандемия или самоубийство?

Версия с градом очень популярна, но сложно представить, что из-за сильного града в одном и том же месте с разницей в тысячу лет погибли две разные группы паломников. 

Должно было совпасть очень много разных причин, чтобы эти разные люди, идущие по тропе к святилищу Нанда Деви, решили свернуть с тропы, подняться к озеру Роопкунд и помереть там одной и той же смертью.

Поэтому высказываются и другие гипотезы. В 2004 году авторы документального фильма National Geographic предположили, что скелеты принадлежали жертвам какой-то большой пандемии и в озеро Роопкунд их просто приносили как в природный могильник.

Однако тщательное изучение останков до сих пор не выявило в них никакого патогена, который мог бы стать причиной смерти. Более того, оказалось, что все жертвы были достаточно здоровы на момент смерти.

К слову, эти же исследователи обнаружили, что представители из Южной Азии погибали на озере Роопкунд не только в 8 веке, но и в 10 веке. То есть на Роопкунде было по крайней мере ТРИ случая массовой гибели людей. И все просто от града? Подозрительно.

Так что есть еще одна гипотеза, согласно которой паломники специально шли на Роопкунд, чтобы совершить там самоубийство, возможно коллективное. 

Дело в том, что в местном народе ходят устойчивые представления, что Роопкунд любит самопожертвования. И паломники, которые идут по тропе Рат Джат, в самом деле часто слышали от других паломников об их намерении уйти к Роопкунду, чтоб свести там счеты с жизнью.

По словам ученого Р.С. Негри, в начале ХХ века было так много подобных суицидов среди паломников, что в 1931 году правительство официально запретило их.

На самом деле ученые все еще не знают, кем были погибшие и что привело их к Роопкунду. Пока ясно лишь одно, многие века назад озеро Роопкунд было не какой-то никому не известной точкой на карте, а очень популярным местом, куда приезжали даже из региона Средиземноморья. 

Но потом что-то произошло, причем сравнительно недавно, лет триста назад, из-за чего люди стали избегать это место и оно стало забываться даже среди паломников Рат Джат. 

Может быть гибель людей из Средиземноморья стало такой точкой отчета. Можно предположить, что кто-то из группы тогда выжил и рассказал другим об ужасных смертях, произошедших на его глазах.

Loading

от Fox