Фотосалон. Г. Екатеринбург.

Мультфильм «Бременские музыканты’-шедевр без наград

Этот фильм-одно из самых ярких воспоминаний моего детства. Я помню, как в детстве мы бросали все свои проказы и пулей летели домой смотреть этот мультик. О непростом процессе его создания я и попытаюсь рассказать.

Итак,мультфильм «Бременские музыканты» вышел на экраны в 1969 году и сразу вызвал бурю эмоций. Короткое платье Принцессы, красные клеши Трубадура, лохматые музыканты, смутно напоминающие западных рок-звезд, — все это восхищало одних и возмущало других. В итоге мюзикл, над которым работали молодые и не самые известные авторы, стал культовым. Прошло уже 52 года, но до сих пор в караоке, у костра и на домашних вечеринках с гитарой можно часто услышать «Луч солнца золотого» и «Ничего на свете лучше нету». Оказалось, что история его создания заслуживает экранизации не меньше, чем роман Принцессы и Трубадура. По словам поэта Юрия Энтина, который сочинил стихи ко всем песням, звучащим в «Бременских музыкантах», идея создать этот мультмюзикл пришла создателям внезапно и совершенно спонтанно: «На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы». 

В основе мультфильма лежала сказка братьев Гримм, но в ней не было ни Трубадура, ни Принцессы, ни ее отца. Режиссер мультфильма, Инесса Ковалевская рассказывает: «Когда я прочитала сценарий о четырех зверях, которые бродят по миру, встречают разбойников, пугают их, а затем поселяются в их домике, я пришла в ужас. Зато такой бред еще не экранизировали, да и мультфильм предполагалось сделать необычный — в форме мюзикла. И я решила — берусь! Только капельку переделаю…»  

Автором сценария стал Василий Ливанов, позднее ставший известным как советский Шерлок Холмс. Именно он предложил сделать вокалистом звериного ансамбля молодого человека. Так появился Трубадур.Композитор Геннадий Гладков в свою очередь предложил ввести в сюжет любовную линию. Так появилась Принцесса. А следом за ней Король и его охрана. В итоге главные герои — «звериный квартет» — стали второстепенными.
Сначала мультипликационные герои получили голос, а уже потом облик. Молодому актеру Олегу Анофриеву предложили озвучивать Трубадура. Петь за Атаманшу должен был Зиновий Гердт, за Принцессу — солистка квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе, за Осла — Олег Янковский, за Пса — Юрий Никулин, за Кота — Андрей Миронов, за Петуха — Георгий Вицин.Студия «Мелодии», где планировали писать фонограмму, была очень востребована, поэтому создатели «Бременских музыкантов» смогли найти свободное окошко только ночью. К назначенному времени пришел только Анофриев, и то лишь затем, чтобы предупредить, что у него температура 39 и он не может участвовать. Перенести запись на более-менее обозримые сроки было нереально. Поэтому Анофриев решил попробовать спеть. 

В итоге он вошел во вкус и озвучил не только Трубадура, но и охранников короля и даже разбойников во главе с атаманшей. Артист даже хотел спеть за Принцессу, но ему не дали. «Мы работали всю ночь. А когда под утро я измерил температуру, градусник показал 36,6.Вот она, великая сила искусства!» — вспоминал певец. 

Партию Принцессы исполнила певица Эльмира Жерздева, которая согласилась приехать среди ночи, как и поэт Анатолий Горохов, певший в итоге за животных. Король получил голос композитора Геннадия Гладкова.
В черновом варианте все герои мультфильма выглядели иначе. У Принцессы было платье с кружевами, у Трубадура — шутовской колпак.Но режиссеру Инессе Ковалевской эскизы не понравились. «В каком-то заграничном журнале я увидела блондина с прической под „Битлз“ и джинсах клеш. И там же — девочку в ультракоротком красном платьице. Они настолько потрясли мое воображение, что через несколько дней я чуть ли не в ультимативной форме заявила нашему художнику: „Вот какими должны быть Трубадур и Принцесса!“ К счастью, он радостно меня поддержал», — вспоминала она.Есть версия, что прототипом Принцессы была супруга Юрия Энтина, автора текстов песен из «Бременских музыкантов». По его словам,«то самое платье» он купил будущей жене за 40 рублей. В нем она и была на свадьбе.
С образами разбойников тоже долго экспериментировали, но не могли попасть в точку, пока кто-то не принес на студию календарь с изображением знаменитой кинотроицы в исполнении Вицина, Моргунова и Никулина.
Прототипом Атаманши стала балерина из Театра оперетты и жена режиссера «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина Тамара Вишнева. Она действительно иногда устраивала зажигательное танцевальное шоу на бочке. А стиль речи разбойница позаимствовала у Фаины Раневской.
На удивление, мультфильм с ярко выраженным бунтарским духом легко прошел строгую цензуру. Премьера состоялась в кинотеатре мультипликационного фильма «Баррикада». Зрители шли со всех концов Москвы с детьми самых разных возрастов. Билеты раскупались мгновенно, и достать их было трудно. Уже после успешной премьеры начались трудности. Многие представители старшего поколения были в шоке от короткого платья Принцессы и лохматой прически Трубадура. В Минкульт писали письма, полные возмущения текстами песен: мол, как можно петь детям про разбойников и покойников? Гневную реакцию мультик вызвал и у представителей творческой интеллигенции. «Моя жена до сих пор помнит художественный совет, на котором «Бременских музыкантов» разбирали по косточкам. Композитор Ростислав Бойко назвал наш мюзикл «марихуаной для детей», а Наталья Сац с возмущением говорила о том, что Тихона Хренникова было продано всего 3 млн экземпляров, а «Бременских музыкантов» — 28 млн пластинок, что свидетельствует о приближении развала страны», — вспоминал Юрий Энтин.

Некоторые строили целые конспирологические версии о том, что сами музыканты — это группа The Beatles, а в образе Принцессы усмотрели дочь генерального секретаря Галину Брежневу, среди поклонников которой были циркачи и артисты. Но создатели «Бременских музыкантов» опровергали все эти теории. В итоге признанный шедевр не получил ни одной отечественной награды. Ленту хотели отправить на фестиваль в Берлин, но и туда ему путь закрыли. Есть легенда, что жертвой «Бременских музыкантов» пал и Олег Анофриев. Мол, он спел на концерте в Кремлевском дворце главный хит мультмюзикла и на фразе «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы» обвел рукой правительственные ложи. После этого певца якобы не приглашали выступать в главный концертный зал страны, а во второй части заменили Муслимом Магомаевым. На самом деле, по словам Анофриева, во времена Брежнева он еще не пел в Кремлевском дворце. А замена во второй части «Бременских», по словам Геннадия Гладкова, связана с тем, что Трубадура решили сделать более взрослым, а его голос, соответственно, более баритонистым. И хотя мультфильм не получил никаких наград, он был настолько успешен, что руководство кинотеатра «Баррикада» попросило снять продолжение. При этом сами авторы об этом даже и не думали. В итоге в 1973 году появился анимационный мюзикл «По следам бременских музыкантов». А в 2000 году вышел мультфильм «Новые бременские», где главным героем стал сын Трубадура и Принцессы. Но это уже совсем другая и, как мне кажется, не совсем удачная история.