Особая общность — советский человек. Так нам говорили, так часто и было. Всегда ли?

Социальный эксперимент эпохи развитого социализма 

О Советском Союзе существует немало мифов. Одни очерняют это время, другие его чуть ли не обожествляют. Истина, как обычно, где-то посредине. Что и показал один социальный эксперимент, что провели в обычной заводской столовой. 

Целью его было доказать, что наш человек отличается особой честностью. Учреждение общепита назвали громко: «столовая на доверии». Суть эксперимента была в том, что оплату обеда никто не контролировал. Человек набирал на поднос блюда, которые нравятся, а плату клал на отдельный поднос. Там же и сдачу забирал сам.

Оптимистичный старт 

Поначалу прогнозы организаторов себя оправдывали. Сумма выручки примерно совпадала со стоимостью съеденных «разносолов». Теоретически, это было ожидаемо. Ведь время обеда в заводских заведениях ограничено, поток «страждущих» довольно плотный. Тут и видеокамер не надо. Казалось, никто не станет рисковать, на глазах у коллег обманывать родную «кормилицу».
Так казалось, а как оказалось: неоднозначные итоги 

Эксперимент шел месяц. И радостные показатели вначале довольно скоро сменились тревожными звоночками. Рацион обедов разрастался, а плата за обильное меню таяла на глазах. 

Было ясно: кто-то оплачивает лишь часть блюд, некоторые и вовсе решили, что наступил «коммунизм», и можно покушать бесплатно. Увы, находились и индивиды, которые даже забирали с кассового подноса деньги, что клали туда их же коллеги. 

Эксперимент прикрыли. Но последний аккорд был все же позитивным. В завершающий день выручка оказалась рекордной. Объяснялось все просто. Это была дата получки. Кто-то и впрямь решил, что не грех поживиться за счет других. Но многие недоплачивали по причине нехватки денег. И с зарплаты вернули долги. Столовая стала для них чем-то вроде «кассы взаимопомощи», а это уже в те времена было привычным способом взаимовыручки.
Хлеб как мерило благополучия государства 

Был период, довольно длинный, когда хлеб в столовых давали бесплатно. Это 50-60-е годы. Не везде, но в школьных, студенческих, тех же заводских учреждениях он лежал на столах в больших тарелках, горкой. Да, несмотря на убедительные плакаты, призывающие брать хлеб в меру, его нередко прихватывали с собой, на вечер. Это было практически в порядке вещей, не считалось особо зазорным. 

На столах стояли солонки и перечницы с такими же бесплатными специями. Что касается хлеба, то с ним в «развитом» СССР начались проблемы. В какой-то момент пшеницу стали закупать за рубежом, и уже в 70-е такого расточительства страна не могла себе позволить. Бесплатный хлеб со столов исчез.
Автобус без кондуктора и двери без замков 

«Совесть — лучший контролер!» — такие плакаты висели в свое время в магазинах самообслуживания и в автобусах без кондукторов. В разных форматах советских людей «испытывали на прочность», причем, в отличие эксперимента со столовой, подобные формы самообслуживания вводились повсеместно и сохранялись годами. 

Наверняка люди «родом из СССР» помнят, как ключи от квартиры клали под коврик или в почтовый ящик. Кражи случались и тогда, но были чем-то из ряда вон. А в деревнях и вовсе, если хозяин уходил в гости или по делам, ставил к двери метлу. Это был знак: дома никого нет. И ведь работало! 

А помните компостеры в автобусах без кондуктора? Вся страна так каталась долгий период, и «зайцев» было немного. Хотя, куда же совсем-то без них…
Честность можно и нужно культивировать! 

Сегодня порой такая «аномальная» честность воспринимается как странность. Это, как минимум, мягко говоря. Но ведь и в других странах мира есть отдельные «опции» на доверии. Например, в Германии можно на фермерском поле накопать себе картошечки, собрать фрукты или другие экологически чистые продукты. А плату положить рядом, в специальный ящичек. 

Кстати, в ряде наших российских фермерских хозяйств, в глубинке, подобная практика тоже существует. Как вариант: люди копают три мешка того же картофеля, два сдают владельцу участка, один забирают домой. 

У большинства людей от природы, от родителей заложено это: «Надо делать хорошо, и не надо — плохо!» По большому счету, это не вопрос национальности или социальных особенностей. Это вопрос воспитания, самоуважения, внутренней культуры.

Loading