История Сицилии (Италия) всегда была переплетена с легендами о гигантах, которые якобы являлись самыми первыми жителями острова. 

Глубоко укоренившаяся культурная вера в гигантов в наше время ярко отражена в ежегодном праздничном мероприятия под названием «Passeggiata dei giganti», что буквально означает «Прогулка гигантов». Этот праздник отмечается в городе Мессина 14 августа в память о двух гигантах по имени Мата и Грифоне. 

Во время мероприятия изготавливаются две высокие деревянные статуи высотой более 8 метров, представляющие Мату — красивую золотоволосую белую женщину, и Грифоне — гигантского темнокожего сарацинского воина. Их везут по улицам на колесах в сопровождении музыкантов и непрекращающегося барабанного боя.

Фото: Jacopo Werther / Лицензия: CC BY-SA 4.0

Существуют разные мнения о происхождении этого празднества. Наиболее известная версия называет дату 964 год н.э., когда Мессина была последним форпостом на Сицилии, сопротивлявшимся арабской оккупации. Во время осады Мессины арабский генерал Хасан Ибн-Хаммар, которого описывали как человека гигантского роста, безнадежно влюбился в Мату, дочь местного торговца. 

Генерал изо всех сил старался добиться расположения Маты, но она не соглашалась на брак, пока он не примет христианство. Тогда он сменил свое имя на Грифо и вскоре стал известен как Грифоне (что означает «Большой Грифо») по понятным причинам. 

В некоторых легендах рассказывалось, что у Маты и Грифоне в дальнейшем было много детей, которые унаследовали рост отца, и они жили долго и счастливо.

Как бы романтично ни звучала эта история, скорее всего, она была придумана в более поздний период, чтобы способствовать гармонии в обществе и добавить немного романтики, чтобы оживить праздник. Тем не менее, многие люди верят, что два гиганта, шествовавшие по городу, были реальными личностями и истинными основателями Мессины. 

Другая легенда, менее популярная, рассказывает, что два гиганта Мессины представляют Мальтеа и Банксоне, мужа и жену, которые в древние времена, когда на Сицилии уже поселились люди, но еще оставались гиганты, всячески терроризировали человеческие поселения.

Что же касается описания облика сицилийских гигантов, то из греческих поэм 5 века до нашей эры известно, что древними жителями Сицилии были одноглазые и «беззаконные» Циклопы.

В «Одиссее» Гомер писал, что циклопы жили в пещерах и вели скотоводческий образ жизни, убивая любых посетителей острова. Одному из гигантов по имени Полифем — самому большому из них — удалось однажды захватить Одиссея и его спутников и держать их в своей пещере с намерением пожирать по паре штук каждый день. Но Одиссей ослепил Полифема ночью, когда тот спал, и сбежал из плена, спрятавшись под овечьими шкурами.


 

Есть теория, что на самом деле циклопы не были одноглазыми, но у них был так называемый Третий глаз во лбу — деталь встречаемая у множества азиатских божеств. 

В пользу этой теории говорит, что одноглазость древних гигантов больше не встречается в легендах ни одной другой культуры и вполне возможно, что истории об одноглазых циклопах распускали финикийские моряки, чьи мифологии оказали глубокое влияние на ранних греческих поэтов. Кроме того некоторые древние изображения Полифема показывают на его лице три глаза, два на обычном месте, а еще один во лбу.

Любопытное сходство головы циклопа 1 века н.э. из Римского Колизея (слева) и головы Шивы с третьим глазом из Камбоджи 9-10 век н.э. (справа)

Говорят, что третий глаз обеспечивает мистическое осознание того, что находится за пределами обычного зрения. Индуистские боги, такие как Шива, обычно изображаются с выступающим третьим глазом, в то время как многие индуистские священники по сей день рисуют у себя на лбу так называемый «тилак», то есть вытянутую отметину, символизирующую третий глаз. 

Возможно, не так уж маловероятно, что Циклопы тоже следовали подобному обычаю, так как это очень древняя традиция. Или, возможно, у Циклопов действительно был хорошо функционирующий третий глаз в дополнение к обычным глазам, что не исключено, поскольку Циклопы были божественного происхождения, будучи детьми Посейдона, морского бога.

Есть множество древних изображений по мотивам «Одиссеи», в том числе с Полифемом и греческими героями. И обычно герои изображены несколько ниже Полифема, как минимум в два раза. С учетом, что, согласно Филострату, греки представляли своих героев ростом около 4,5 метра, то циклоп Полифем таким образом достигал в высоту более 9 метров.

Герои ослепляют Полифема, реконструкция скульптуры из виллы Тиберия в Сперлонге, Италия, 1 век н.э. 

Гесиод писал, что циклопы были искусными мастерами, которые выковали молнию Зевса, в то время как более поздние эллинистические поэты сделали их работниками бога-кузнеца Гефеста, трудящимися рядом с ним в огромной кузнице под горой Этна или где-то еще.

Из таких описаний следует, что циклопы на самом деле были гигантскими кузнецами, которые населяли пещеры древней Сицилии, хотя их настоящий дом, согласно латинскому поэту 1-го века до н.э. Вергилию, находился в огромных пещерах, расположенных под горой Этна и Эолийскими островами. 

Другими словами, циклопы, или земные гиганты, вышли из глубоких подземных пещер и использовали горные пещеры только как временные убежища, когда они были на суше.

Гефест и Циклопы куют щит Ахилла, Пинакотека Капитолина, Рим, Италия

Циклопы также заслужили репутацию великих строителей. Стены многих древних городов Древней Греции и Италии, таких как Микены, Тиринф, Дельфы, Аргос и т.д., были построены с использованием огромных блоков, часто неправильной формы, а иногда и многоугольных каменных блоков, которые были подогнаны друг к другу без какого–либо раствора. 

Эти стены не просто так называют «Циклопическими стенами», поскольку ряд греческих историков утверждали, что они были построены именно Циклопами. 

В «Естественной истории» Плиния сообщается о традиции, приписываемой Аристотелю, согласно которой Циклопы были изобретателями каменных башен. Павсаний, в «Описаниях Греции» приписывает строительство городских стен Микен и Тиринфа циклопам: 

«Однако все еще остаются части городской стены [Микен], включая ворота, на которых стоят львы. Говорят, что это тоже работа Циклопов, которые построили для Прета стену в Тиринфе».

Многоугольная каменная кладка на западных стенах Тиринфа, Италия. Фото: Zde CC BY-SA 4.0

Многоугольная каменная кладка в Дельфах, Греция. Фото: Zde CC BY-SA 4.0

Существует множество свидетельств «неправильной» или многоугольной кладки по всему миру, причем некоторые из самых потрясающих примеров находятся в Саксайуамане и других местах в Перу, где огромные многоугольные каменные блоки были подняты на несколько футов над землей и практически срослись с соседними каменными блоками без какого-либо раствора, как будто они были расплавлены перед тем, как их спрессовали вместе. 

Многоугольная кладка в Саксайуамане, Перу, Фото: PIERRE ANDRE LECLERCQ CC BY-SA 4.0

Многоугольная каменная кладка в Саксайуамане, Перу. Фото: CEllen CC BY-SA 4.0

Итак, если бы Циклопы были кузнецами, как утверждали некоторые эллинские авторы, тогда они были бы очень искусны в искусстве нагревания металлов до тех пор, пока они не становились достаточно мягкими для обработки; и это умение можно было бы применить и к каменной кладке. 

Это говорит нам о том, что многоугольная каменная кладка, найденная по всему миру, возможно, была «изобретением» доисторических гигантов, которые были искусными кузнецами. Эта техника была скопирована последующими цивилизациями этих регионов — с гораздо меньшим успехом, надо добавить.

Идем дальше. На Сицилии есть несколько искусственных пещер, которые настолько огромны, что нет простого объяснения тому, кто их построил и с какой целью. Так называемое «Ухо Диониса» — это искусственная известняковая пещера в Сиракузах, Сицилия, которая имеет форму уха.

Ее высота составляет 23 метра, а глубина 65 метров. По горизонтали она изгибается приблизительно в форме буквы «S», а по вертикали сужается к вершине, как слеза. Акустика внутри пещеры очень хорошая, даже небольшой звук многократно отдается эхом. 

К слову, название «Ухо Диониса» было придумано художником Микеланджело да Караваджо из-за сходства формы пещеры с человеческим ухом. 

Возникает вопрос, зачем какой-либо культуре тратить огромные усилия на строительство такой высокой пещеры без видимой цели. Могло ли это быть одним из временных убежищ Циклопов, когда они выходили из своих подземных логовищ, которые предположительно находились под горой Этна или где-то еще?

от Fox