Фотосалон. Г. Екатеринбург.

История одной фотографии: группа самураев позирует на фоне Большого сфинкса (Египет, 1864 год)

Икеда Нагаоки (1837 – 1879) управлял небольшими деревушками в Ибаре, провинция Биттю. Его назначили руководителем группы представителей японского посольства в Европе, созданной Сёгунатом Токугава 6 февраля 1864 года. Миссия получила название «Икэда».
 
Основная цель миссии состояла в том, чтобы заключить торговое соглашение с французами, которое предусматривало закрытие гавани Йокогамы для внешней торговли. Японцы хотели оградить страну от западного влияния и вернуться к самоизоляции (или сакоку). Эта задача не увенчалась успехом из-за того, что Йокогама была центром иностранного присутствия в Японии, начиная с 1854 года.
 
В 1864 году по пути в Париж миссия «Икэда» посетила Египет. Тогда же была сделана одна из самых необычных фотографий 19-го века: члены посольства, одетые в костюмы камисимо и шляпы касса, позируют на фоне Большого сфинкса в Гизе с длинными (катаны) и короткими (вакидзаси) мечами в руках.

Члены миссии посетили Египет, где Антонио Беато сфотографировал их на фоне Большого сфинкса. 23 августа 1864 года они вернулись в Японию.

Антонио Беато (1835 – 1906) был итало-британским фотографом. Он прославился своими жанровыми работами, портретами, съёмками архитектуры и ландшафта Египта и прочих мест Средиземноморского региона. Он был младшим братом фотографа Феличе Беато (1832 – 1909), с которым он иногда работал. Антонио и его брат входили в небольшую группу коммерческих фотографов, которые первыми стали создавать изображения Востока в больших масштабах. 

В 1850-х годах туристические поездки на Ближний Восток создали большой спрос на фотографии в качестве сувениров. Беато и его брат входили в состав группы первых фотографов, которые отправились на Восток, чтобы извлечь выгоду из этого спроса. Среди этих фотографов-первопроходцев были французы Феликс Бонфис (1831 – 1885), Гюстав Ле Грей (1820 – 1884), Ипполит Арну, Анри и Эмиль Бешар, братья Зангаки и многие другие; они одновременно находились в Египте и вступали как в официальные, так и в неформальные рабочие отношения. Эти первые фотографы, в том числе Антонио и его брат, были одними из первых, кто создавал коммерческие изображения Ближнего Востока в больших масштабах.

Антонио Беато отправился в Каир в конце 1859 или начале 1860 года и провёл там два года, прежде чем переехать в Луксор, где в 1862 году открыл фотостудию и начал создавать туристические изображения людей и архитектурных памятников этого района. В конце 1860-х годов Антонио сотрудничал с французским фотографом Ипполитом Арну. Изображения Беато сильно отличались от изображений его коллег, работавших в том же регионе. В то время как большинство фотографов фокусировались на величии памятников и архитектуры, Беато сосредоточился на сценах повседневной жизни.

В 1864 году Антонио сфотографировал членов японской миссии «Икэда», которые решили посетить Египет по пути во Францию.