Фотосалон. Г. Екатеринбург.

Как огромный корабль держится на месте на относительно маленьком якоре

Когда смотришь на современные огромные корабли, то предсказуемым образом возникает вопрос: как такую громадину вообще способен удержать на одном месте относительно небольшой якорь? Ведь совершенно очевидно, что корабль — не просто очень большая, но еще и крайне тяжелая штука.

Ответить на все вопросы в отношении морских якорей поможет знание законов физики.

Масса судна как таковая имеет крайне мало значения. В первую очередь якорь борется с силой ветра и силой течения. Им противостоит держащая сила якоря – показатель силы, который нужно приложить к единице веса фиксирующего устройства, для того чтобы вырвать якорь из грунта в момент, когда его цепь располагается в строго вертикальном положении.
Таким образом определяется удерживающая способность якоря. Она высчитывается из произведения держащей силы якоря на вес фиксирующего устройства. Держащая сила якорного устройства (Т) зависит от следующих параметров: типа якоря, характера морского грунта, длины вытравленной (опущенной в воду) цепи. Данное значение складывается из держащей силы якоря kP(як) и держащей силы якорной цепи fP(яц) лежащей на грунте.

При этом коэффициент держащей силы якоря – k высчитывается для каждого отдельного устройства в зависимости от его типа и характеристик. Коэффициент трения цепи о грунт – f берется при расчётах из специальной таблицы.
Когда якорная цепь лежит на грунте, якорь получает наибольший коэффициент держащей силы. Если цепь поднимается над грунтом на 15 градусов, то коэффициент силы падает на 50%. Таким образом, чем меньше угол между вытянутой цепью и поверхностью морского дна – тем лучше. В идеале якорная цепь вообще должна быть затравлена настолько, чтобы лечь на дно.

Добавить комментарий