Куйбышев (теперь – Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий экипаж. Например, на рейсе Свердловск – Грозный с транзитной посадкой в Куйбышеве командир воздушного судна Александр Клюев объявил коллегам, что посадит «Ту-134» вслепую – то есть, исключительно по показаниям приборов.
85 пассажиров – в основном жители Чечено-Ингушской АССР – не подозревали, в какую авантюру втянул их Клюев. У восьми членов экипажа бравада командира не вызвала особых эмоций. Возможно, он так уже делал. Чтобы КВС не хитрил и не подглядывал, в кабине пилотов зашторили окна. В четвертом часу вечера, когда самолет заходил на посадку, над Куйбышевым стояла отличная погода. Что могло пойти не так?
Приборы обманули Клюева. «Ту-134» приближался к земле с запредельной скоростью и слишком большим уклоном на нос. Клюев что-то почувствовал и попросил бортмеханика убрать металлические шторы. Но это не имело никакого смысла – уже через секунду самолет ткнулся носом о взлетно-посадочную полосу аэропорта «Курумоч».
 
От удара шасси сломались. 300 метров «Ту-134» несся по бетону на брюхе, пока не свалился в кювет. Там он перевернулся, отчего одно крыло отделилось полностью, а второе сложилось пополам. Самолет развалился на две части и замер вверх тормашками в керосиновой луже. Когда топливо попало на раскаленные турбины, все вспыхнуло.
 
Повезло тем, кто находился в салоне ближе к разлому корпуса. Люди бросились в эту дыру и спаслись. Одна женщина была так напугана, что ее еле поймали на дальнем конце полосы. Среди прочих из пылающего самолета выбрался мужик в наручниках. Это был матерый рецидивист, схваченный в Свердловске. Мужчина не пытался сбежать – просто отскочил в сторону от пожарища, дождался милиции и сдался. Уцелел также и Клюев вместе со вторым пилотом Евгением Жирновым.
 
Еще несколько человек выбрались через аварийный люк в хвосте самолета. Как показала экспертиза, именно открытие запасного выхода создало внутри самолета эффект сигары. Пламя и едкий дым всасывались через брешь в корпусе, чтобы пройти по всему салону и выплеснуться наружу из распахнутого люка.
Три стюардессы находились в своей каюте. От жесткого приземления дверь в помещение заклинило. Неподалеку под полом находился баллон с кислородом, предназначенный на случай разгерметизации салона в воздухе. От удара о землю у баллона сорвало штуцер, и струя горючего газа направилась в сторону комнаты бортпроводниц. Когда до кислородного гейзера добралось пламя, выхлоп превратился в адский напалм. От стюардесс остались только обгоревшие кусочки берцовых костей и черепов.
 
Второй пилот Жирнов вывел из самолета несколько человек, а после – повалился на землю. Он надышался продуктами горения, но даже будучи на носилках рвался в пекло, чтобы спасти еще кого-то. Спустя три дня Евгений скончался в медсанчасти.
 
Всего на месте катастрофы погибло 58 человек, еще 11 – умерли в больницах, выжили – 24.
 
Пожарные аэропорта «Курумоча» прибыли на место через полторы минуты. Им потребовалось меньше двух часов, чтобы полностью погасить пламя. Первоначально именно на пожарных полетели жалобы родственников погибших – мол, действовали нерасторопно. Позже правительственная комиссия заставила аэропортовскую бригаду 18 раз повторить марш-бросок из октября 1986-го. Во всех случаях результат получался одинаковым – полторы минуты. Претензии с пожарных сняли.
 
Инженер испытательной пожарной лаборатории Валерий Фрыгин побывал внутри сгоревшего самолета. «Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями, – вспоминал Фрыгин. – Ведь самолет-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами в результате оказались вверх ногами и как бы на потолке». По его словам, многие были без одежды и обуви – их сорвало напором пламени.
 
Фрыгин фотографировал салон, чтобы использовать кадры при расследовании. Суровый товарищ из КГБ пытался засветить пленку – и сделал это, но перед тем Фрыгин успел зарядить в фотоаппарат новую кассету, а отснятый материал передал знакомому пожарному.
 
Когда нашли совершенно невредимый черный ящик и услышали беззаботные разговоры пилотов, все встало на свои места. Клюев признал вину, но затем начал юлить и ссылаться на утечку топлива и отказ одного из двигателей. Ничего из новой версии Клюева не подтвердилось, и любитель пари получил 15 лет тюрьмы. Серия ходатайств сократила срок до 6 лет. После зоны воздушный ас затерялся где-то на просторах Ульяновской области.

Loading