Недавно в Детройте случился скандал, который может вызвать разве что недоумение у среднестатистического россиянина. Один из новичков-пожарных города решил сделать подарок коллегам и притащил им перевязанный розовой ленточкой арбуз. Процентов 90 работников были афроамериканцами и восприняли такой жест как откровенное хамство. Новичка тут же уволили, хотя за него заступился чернокожий глава батальона.
История выглядит абсурдно. Однако шутка про любовь черных к арбузам — действительно обидная и однозначно расистская. Очевидно, что восходит она ко временам рабовладения и была призвана унизить африканцев, показав их недалекими инфантильными лентяями. Отвратительные мужики попытались выяснить, откуда взялся стереотип о том, что чернокожие до безумия обожают арбузы, и почему это чертовски оскорбительно.
Стереотип о любви всех выходцев из Африки к арбузу — один из самых устоявшихся в американской культуре. Согласно ему, чернокожие пожирают эти плоды в неимоверном количестве и при этом испытывают от этого почти дикарский экстаз. В общем, клише на уровне курицы из KFC, только с более интересной и уходящей в глубь веков историей.

Данные о потреблении арбузов в США говорят о том, что черные едят их не чаще белых — на них приходится не больше 11% . То есть по идее это именно белых можно назвать главными пожирателями арбузов в Америке. Однако стереотип этот гораздо глубже простых пищевых предпочтений. Искать ответы надо в иррациональном.
Дело в том, что бахчевые не требуют особого ухода. По сравнению с другими культурами они растут как бы сами по себе. Кроме того, они очень теплолюбивы и не требуют никакой готовки — как только арбуз созрел, его можно резать и есть. Все это вызвало определенные ассоциации: бахчевые начали связывать с ленью и нерасторопностью фермера, который растит их якобы из нежелания трудиться. Опять же, арбузы — сладкие и яркие плоды, которые как будто бы должны вызывать восторг у малых детей, но уж никак не у взрослых.
С какого-то момента все это привело к тому, что арбузы начали ассоциировать именно с чернокожими. Дело в том, что в те времена был особо распространен стереотип, который называется «самбо». Он назван так в честь детской книги «История о маленьком черном Самбо» 1898 года. В ней темнокожие аборигены были изображены невероятно забавными, умильными и счастливыми, но при этом крайне недалекими и постоянно хохочущими существами. Они только и делали, что танцевали, никогда не работали и жили одним днем. В общем, книга не столько с расистским подтекстом, сколько о детской мечте вырваться из под родительской опеки и вечно развлекаться и шалить.
Невинная по тем временам книга согласовалась с представлениями об Африке как одновременно континенте ужасных каннибалов и потерянного Эдема. Наловившись на повсеместный расизм, она дала тот самый стереотип самбо о первородных дикарях — ленивых и несносных вечных детях. Разумеется, подразумевалось, что кроме этих инфантильных оболтусов существуют и взрослые разумные люди. То есть, конечно же, белые. И те просто обязаны взять черных под свою отеческую опеку (проще говоря, отправить на хлопковые плантации и бить розгами).
Стереотип самбо начал обрастать разными свойствами и чертами, вроде обязательной босоногости чернокожих, неизменных африканских косичек, трубки из початка кукурузы и вечной дурацкой улыбки. Одной из составляющей клише стали именно арбузы. Представления белых фермеров о нем как о «глупом» и «бесполезном» плоде, который выращивают (а значит, и едят) только лентяи, наложился на представления о дикарском существовании жителей Африки.

Самое забавное, что стереотип изначально относился не к черным, а к белым, ведь корни издевательских шуток о поедателях арбузов восходят еще к культуре Европы.
Арбузы действительно произошли из африканской пустыни Калахари, но выращиваются в Южной Европе уже с 10 века, с тех пор, как их туда завезли мавры. Стереотип о некой ущербности этого плода, не требующего от фермера особых стараний, распространился и здесь. Только за неимением чернокожих, относился он к нищим крестьянам. Так что обидные шутки про чернокожих повторяют аналогичные издевки зажиточных плантаторов над бедняками тысячелетней давности.

По иронии, богатыми фермерами, якобы любящими труд, а потому не жалующими арбузы, были темнокожие мавры, а глупыми бедняками, лопающими арбузы, — белые потомки иберийцев и германцев-свевов, населяющие средневековую мусульманскую Испанию.

Редкий случай, когда в роли белого фермера, защищающего свои посевы, на открытке выступает черный крестьянин.
В американском же обществе шутки про арбузы укоренились к концу 19 века. Издавалась масса открыток в духе «люблю тебя больше, чем черный любит арбуз»; была в ходу и еще более провокационная тема: «готов ради тебя на все, как чернокожий пацан готов воровать арбузы и куриц».
Открытки, озаглавленные как «Арбузные соревнования», «Танцующие черные» «Арбузный фестиваль» и «Кто сказал «Арбуз?» стали настолько популярны, что печатались многотысячными тиражами снова и снова, став узнаваемыми «произведениями искусства», как какая-нибудь Мона Лиза.

Целью таких шуток в открытках, кино и книгах начала XX века была дегуманизация черных. Она необязательно была осознанной, но всегда присутствовала на подсознательном уровне: африканцы показывались забавными зверьками, которые сами заверяют, что «счастливы не делать ничего, кроме как есть арбузы». В каком-то смысле это даже хлеще, чем логика колониальных стран, которые оправдывали себя тем, что черные — несносные дети, которым требуется мудрое покровительство «старших братьев».
Новоти Лоуренс, исследовавший проблему бытового расизма в старом немом кино, пишет, что в них «черные мужчины обожают этот фрукт и испытывают к нему страсть в той же манере, в какой они любят секс». Нечто подобное можно сказать и о позабытом танце Cakewalk, который тоже использовали для расистских шуточек, рисуя его единственным, чего черные хотят от жизни.

Такие стереотипы редуцируют всю жизнь человека до двух простейших функций: объедаться сладкими арбузами и плясать забавный танец, даже секс или иные потребности заменяются этими забавами. Кого угодно оскорбила бы такая позиция. Тем более что она распространена даже сегодня. Шутки про арбузы докатились и до России, так что вы наверняка сами видели их не раз, забавляясь, но не считая особо обидными и уж тем более крайне расистскими.
Так, например, уважаемая, в общем-то, газета «Бостон Геральд» в 2014 году пустила утку о том, что для Обамы специально разработана зубная паста со вкусом арбуза. А в 2009 мэр Лос-Аламоса Дин Грос разместил рассылал по электронной почте карикатуру, на которой с приходом черного президента все поле перед Белым Домом оказалось засажено арбузами. Потом мэру пришлось извиняться и заверять, что его просто взломали. В Кентукки вообще поставили статую Обамы, держащего в руках кусок арбуза, и она далеко не такая милая и безобидная, как утверждает ее создатель.
В общем, не шутите про арбузы при афроамериканцах.

Loading