Сегодня не утихают споры по поводу требования закона об обязательном использовании зимней резины в холодный сезон. Есть сторонники этой нормы, приводящие в качестве доказательства статистику аварий на скользких улицах.

Москва времен СССР зимой

Противники же часто упоминают факт, что в СССР все ездили на одной резине круглый год спокойно.

Что позволяло советским водителям обходиться одним комплектом шин на все сезоны при непредсказуемом отечественном климате?

На нет и суда нет

Во-первых, как таковой зимней резины в СССР в массовом производстве и в торговле не было. Немногочисленные эксперименты с зимними вариантами шин до широкой аудитории водителей никогда не доходили. Так называемые «Снежинки» запустили в поточное производство только уже в самом конце существования СССР.

Машина была дорогим удовольствием.

И шины — тоже. Комплект для Запорожца или Жигулей обходился владельцу в 120 – 220 рублей. А это было зарплатой хорошего специалиста за месяц работы. Достать шины тоже было сложно — они были дефицитным товаром.

Шины Снежинка

Поэтому речи о замене комплекта резины по сезонам просто не шло. Хорошо, если удавалось добыть хотя бы один взамен износившегося.

Поэтому на резине ездили до последней степени износа. А умельцы-кустари даже наращивали уже полностью истертый корд.

Аварии на старой резине, безусловно, были. И статистически на тысячу машин их было довольно много в СССР.

Но коллапса на зимних улицах не происходило.

Почему при отсутствии сезонного комплекта советские водители справлялись с ездой в непогоду?

Пустые улицы

Количество автомобилей на 1000 человек доходило до 59 единиц. Сегодня — 315. На улицах было свободно. Пробок не было. Достаточно посмотреть на архивы фото улиц в 1970-80-х годах, чтобы убедиться — трафик был очень спокойным. Двигаться на высоких скоростях было негде, не принято, да и автомобили советского производства не были для этого предназначены.
Москва в 70-х

Поэтому даже по очень скользкой дороге можно было проехать без проблем. На маленькой скорости, вне потока аккуратный водитель чувствовал себя спокойно.

Даже если на внесезонной советской резине машины заносило — это не всегда вело к аварии. На достаточно просторных и свободных улицах машина могла развернуться и никого не задеть.

Подснежники

Ездить на своем авто советским людям было накладно. Машину покупали часто один раз на всю жизнь, а то и передавали по наследству.

Поэтому, даже имея машину в семье, каждый день люди предпочитали ездить на общественном транспорте и ходить пешком.

Сложилось целое явление — «подснежники».

Так называли автолюбителей, которые на зиму ставили машину в гараж или на стоянку. А выезжать начинали лишь в теплое время года, преимущественно на дачу.
Нива в гараже

Соответственно, и проблем с движением по скользкой дороге в холода на летней резине у таких автовладельцев просто не было.

Суровая школа

Четвертая причина — качество подготовки водителей.

Курсовые комбинаты обучали профессионалов. Срок подготовки, требования, количество практики было значительно больше, чем в современных автошколах.

Обычно речь шла о полугоде обучения.

Любители же могли пройти обучение у опытного водителя и затем сдать экзамен.

Чаще всего учили отцы или другие старшие родственники. Так как для этого использовали единственный семейный автомобиль, то в массе прививалась культура аккуратного, внимательного и осторожного вождения.

Loading

от admin