конце 19-го века – начале 20-го человеческие выставки были неотъемлемой частью цирков, передвижных шоу и крупных экспозиций на Западе, где представители коренных народов со всего мира выставлялись как животные в зоопарке. Экспонаты в человеческих зоопарках были родом из Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, тихоокеанских островов, Америки и других мест. Этих мужчин, женщин и детей помещали в искусственно созданные этнические деревни и описывали как «примитивных пигмеев».
Одна из таких ужасных выставок была проведена во время Олимпийских игр 1904 года в Сент-Луисе (штат Миссури). Выходцы из разных стран участвовали в «особых олимпийских» мероприятиях. Одно из них получило название «Дни антропологии» и было явной попыткой продемонстрировать неполноценность коренных народов мира, заставив их соревноваться в спортивных состязаниях. Цель состояла в том, чтобы показать превосходство белых.

Олимпийские игры 1904 года изначально должны были проводиться в Чикаго, однако власти Сент-Луиса (штат Миссури) выступили против этого, поскольку даты совпали со Всемирной выставкой, запланированной в их городе. Обеспокоенные тем, что Олимпийские игры могут привести к сокращению посетителей, организаторы Всемирной выставки потребовали, чтобы соревнования проходили в Сент-Луисе. В противном случае они грозились устроить более масштабное спортивное мероприятие, которое затмило бы чикагские игры.

Олимпийские игры только зарождались; первые состязания состоялись всего восемь лет до этого. Опасаясь, что конкуренция поставит под угрозу проведение Олимпийских игр, основатель Международного олимпийского комитета барон Пьер де Кубертен уступил и предоставил Сент-Луису право проводить третью олимпиаду. Но город всё испортил.
Туземец, принимающий участие в соревнованиях по стрельбе из лука на Олимпийских играх 1904 года.
 
Начнём с того, что до Сент-Луиса добраться было нелегко, поэтому почти все лучшие спортсмены Европы отказались от участия в играх. Из 651 спортсмена приехали только 62 – они представляли всего 12 стран. В большинстве состязаний вообще не было неамериканских участников. Барон Пьер де Кубертен тоже отказался приезжать на игры, которые не могли конкурировать с более масштабным событием – Всемирной выставкой. Таким образом, престижное спортивное событие было сведено к простой интермедии. Не считая «Дни антропологии», которые запомнились, хотя и по неэтическим причинам.
 
Идейным вдохновителем «Дней антропологии» был Джеймс Салливан, главный организатор летних Олимпийских игр 1904 года. Салливан твёрдо верил в превосходство белых, и Олимпийские игры дали ему возможность доказать это. Он убедил антрополога Уильяма Джона Макги, который был главой Отдела антропологии на Всемирной выставке, одолжить ему несколько человек из этнических шоу, которые тот организовал. Салливан пообещал, что конкуренция среди туземцев поможет Макги получить много полезных данных, которые позволят ему оставить след в области антропологии.
Девушки из Индии на Всемирной выставке 1904 года
 
Около сотни мужчин-аборигенов приняли участие в различных спортивных мероприятиях, включая метание мяча, толкание ядра, бег, прыжки в длину и перетягивание каната. Неудивительно, что неподготовленные спортсмены, не знавшие правил, выступили неудачно.
 
«Концепция спортивного соревнования оказалась проигнорированной потенциальными соперниками, – написала Шоши Паркс для Timeline. – Они либо не совсем понимали смысл своего участия, либо, если и понимали, то мало заботились о результатах».
 
В состязании по толканию ядра шесть человек по очереди бросили 25-килограммовый снаряд, но когда был объявлен второй раунд, они отказались в нём участвовать. Спринтеры не понимали саму идею пересечения финишной черты. Многие останавливались, не добегая до неё, и ждали, пока их догонят другие, чтобы вместе пересечь финишную черту. На состязание по перетягиванию каната арапахо прибыли в своих лучших костюмах, и когда они узнали, что неотъемлемая часть соревнования – топтаться в грязи, они отказались участвовать. Даже спортивные состязания, такие как метание копья, в которых, как надеялись организаторы, примитивные люди преуспеют, оказались полным разочарованием. Салливан и Макги были удивлены, увидев, что большинство участников не знали, как обращаться с копьём.
Представитель народа айны из Японии, принимавший участие в соревнованиях по стрельбе из лука на Олимпийских играх 1904 года.
 
Справедливости ради следует отметить, что аборигены, участвовавшие в «Днях антропологии», а также во Всемирной выставке, получили адекватную компенсацию за это. Некоторые из них уже появлялись на различных выставках и шоу по всей Европе, и у них даже были свои агенты.
 
В конце концов, «Дни антропологии» завершились полным провалом. Игры привлекали мало посетителей, и данные, которые были обещаны Уильяму Макги, так и не были получены. Даже туземцы считали соревнования нелепыми.
 
Нейт Даймео писал, что, по мнению Джеймса Салливана, игры имели частичный успех: «Они продемонстрировали, что эти дикари даже не могут нормально играть в теннис. Салливан считал, что неспособность туземцев побить олимпийский рекорд по метанию копья – верный признак расовой неполноценности, а не антипатия к тому, с чем они прежде никогда не сталкивались».
 
Барон Пьер де Кубертен, который отказался приезжать в Сент-Луисе, сказал, что у него «было предчувствие, что Олимпиада получится такой же посредственной, как и сам город». Он был встревожен по поводу произошедшего, поскольку, по его словам, игры «утратят свою привлекательность, если чёрные, красные и жёлтые люди научаться бегать, прыгать и метать, оставив белых позади».
Уроженец Филиппин взбирается на дерево в этнической деревне, созданной для Всемирной выставки в Сент-Луисе.

Loading