Догу переводится как «глиняная фигура» и это буквально маленькие глиняные фигурки с человеческими или животными чертами лица, которые создавали исключительно в период Дземон в Японии.

Самым древним догу около 10 тысяч лет, но большинство дошедших до нас догу были произведены около 3 тысяч лет назад. Это время считается расцветом догу, когда их изготовляли практически по всей Японии. 

Что делает фигурки Догу такими увлекательными, так это то, что ученые не знают, для чего были созданы эти маленькие фигурки или что они представляют. 

Широкая популярность к ним пришла после того, как на них обратил внимание Эрих фон Дэникен, сторонник теории палеоконтакта. Некоторые догу настолько странно выглядят, что больше напоминают «древних пришельцев в скафандрах», чем воинов в доспехах.

В период Дземон жители Японии в основном были охотниками-собирателями и лишь начинали осваивать сельское хозяйство. Тогда же у них возникло гончарное дело и параллельно с лепкой горшков и кувшинов древние японцы начали массово лепить фигурки догу.

Примечательно, что догу были созданы именно в этот период, а когда период Дземон закончился в 300 году нашей эры, закончилось и увлечение фигурками догу. 

Все теории и интерпретации того, что представляют собой догу и для каких целей создавались, являются лишь предположениями и гипотезами. Также проблему осложняет и то, что существует несколько различных стилей догу и почему возникли эти стили, также является одной из тайн этих фигурок.

Догу обычно в высоту 10-30 см и многие выполнены в «женском теле», то есть имеют широкий таз, узкую талию, а иногда большой живот, как у беременных женщин. Глаза часто несоразмерно большие или в виде узких щелочек.

Некоторые историки считают, что фигурки догу это японские «венеры» — культовые женские фигурки, создаваемые первобытными людьми и символизирующие, вероятно, плодородие и женское начало. Однако «венер» создавали 35-20 тысяч лет назад, это артефакт очень примитивных верований, так что не все согласны с такой трактовкой.

Кроме того, все «венеры» как правило изображаются с огромной грудью, а у фигурок догу грудь едва выраженная. 

Есть теория, что догу связаны с шаманскими обрядами и может быть отображают тех существ, что шаманы видели во время своих «контактов с иными мирами».

Еще одна гипотеза трактует догу как артефакты, которые были сделаны и принадлежали женщинам (нет никаких доказательств того и другого) и символизируют возрождение жизни и размножение. 

Ученые также полагают, что догу возможно, использовались для защиты от рисков родов, болезней и смерти, или они могли использоваться в обрядах плодородия, чтобы повысить их шансы иметь детей или рожать здоровых детей.

Огромные глаза многих фигурок догу выглядят так, словно это не глаза как таковые, а некие очки или часть защитного шлема.  Что также интригует, что у большинства найденных догу есть непонятные отметины на лице, плечах и груди, которые могут указывать на татуировку или «заклепки». 

Догу с «выпученными» глазами получили особенное прозвище «сякокидогу» (Shakōkidogū), что исходит от слова «сякоку» — «устройство, блокирующее свет». Если это очки, то они внешне похожи на традиционные снежные очки коренных народов Аляски и Сибири.

Редко можно встретить цельные догу, у многих отсутствуют нога, рука или иная часть тела. И в то время, как некоторые фигурки просто были сломаны за прошедшие века, то некоторые похоже изначально намеренно создавались как «инвалиды».

Письменность в Японии появилась лишь в 6 веке нашей эры, когда фигурки догу уже многие века как не изготавливались, так что никаких документов о догу тех лет просто не существует. 

Еще одна теория связывает догу, связана со смертью и умиранием. Были обнаружены могилы того периода времени, в которых были найдены разбитые на куски фигурки догу. Считалось, что они были намеренно уничтожены в качестве подношения/ знака/ части практики смерти.

Однако, в то время как немало догу были найдены разбитыми в могилах, огромное количество фигурок были найдены в почти нетронутом виде и не в могилах, что может означать, что разломанные догу, используемые для обрядов смерти, имели другое применение или значение. Может быть они имели какое-то отношение к культу предков. 

Сторонники теории палеоконтактов, считающие, что догу изображают древних пришельцев, приводят в свою пользу такие детали как «нечеловеческие» лица догу, маленькие тела, странные руки, большие головы странной формы, и конечно же глаза, похожие на защитные очки или визоры скафандра.

Кроме того, странные симметричные «точки» или «заклепки» на догу кажутся слишком прогрессивным элементом глиняных фигурок, которым несколько тысяч лет. 

от Fox