Чем ближе подходил конец Советского Союза, чем сильнее ощущалось это в обществе, тем выше поднимали головы разного рода националисты, преступники, да и просто сумасшедшие, которых якобы обидела советская власть и русские в частности. Тогда же начали проявляться первые громкие попытки “воевать” с памятниками и с другими культурными ценностями страны, причем зачастую это принимало просто какие-то донельзя неадекватные формы. Именно такой случай произошел 15 июня 86-го года, когда обиженный гражданин одной из прибалтийских советских республик попытался уничтожить известное всему миру полотно — это он назвал политической акцией.

Брюнес Майгис.

Итак, житель Каунаса по имени Брюнес Майгис, ни имевший постоянной работы, решил отомстить советской власти за то, что в 44-м году она расправилась с его отцом, который, как несложно догадаться, был связан в годы Великой Отечественной войны с прибалтийскими “лесными братьями”. Первоначальный его план состоял в том, чтобы превратить себя в факел где-нибудь на главной площади страны у Кремля, однако мужчина здраво оценил свои возможности и решил, что не сдюжит — все таки это довольно болезненный способ ухода из жизни. Поэтому Брюнес Майгис составил новый план, по которому нужно было уничтожить что-то ценное, какой-нибудь предмет культуры или искусства.

В дату одного из местных литовских праздников, отмечавшихся в ту пору, когда Литва еще была независима от Советского Союза, 15 июня 85-го, Брюнес Майгис прибыл в Ленинград и отправился в Эрмитаж. Под одеждой он пронес нож и банку с кислотой. Злоумышленник подошел к картине великого голландского мастера Рембрандта “Даная” и трижды ударил ножом по полотну, после чего на глазах у всех людей выплеснул на произведение искусства мирового масштаба кислоту.

От едкой кислоты краска потрескалась и вздулась, большие капли жидкости тут же поползли с картины на пол и буквально уничтожили большую часть произведения. Чудом уцелевшим осталось только лицо женщины с этого полотна, а все остальное в течение мгновений превратилось просто в большое темное выжженное пятно.
Картина «Даная» целая и испорченная.

Но и это был еще не конец, ведь слетевший с катушек Брюнес Майгис подготовил еще один сюрприз — примотал к ноге взрывчатку. К счастью, он был довольно быстро обезврежен охраной Эрмитажа, а система его самодельного боеприпаса дала сбой и взрыва не произошло. Мужчину отправили на обследование по линии психического состояния, а после этого на принудительное лечение. Мотив своего преступления он, как уже было сказано, объяснял просто — это была месть всему Советскому Союзу за “несправедливость”, допущенное в отношении его отца и многих других «невинных». Не совсем понятно, причем тут был голландец Рембрандт со своим великим произведением, равно как и Эрмитаж — кладезь мировых ценностей культуры и искусства.

В 92-м году Брюнес Майгис, конечно же, был выпущен на свободу и определенными силами обозначен как литовский герой, жертва репрессий советской тирании. Однако, к удивлению, общественность независимой Литвы этого не приняла, и его так и считали преступником. Политически раскрутить эту фигуру националистам не удалось. Потом к нему ездили и брали интервью, в которых он заявлял, что ни капли не раскаивается в содеянном, а позже он даже написал книгу, в которой поведал свою версию событий и пытался оправдаться. Брюнес Майгис и по сей день жив и находится в Литве.
Полотно и реставраторы.

Что касается полотна “Даная”, то оно вернулось на место лишь в 97-м году, после длительной и чрезвычайно тяжелой работы реставраторов. Разумеется, реставрация есть реставрация, и во многом это уже не та изначальная работа, которую оставил нам Рембрандт.

от admin