Рубрика: Интересное

Галлы и головы их врагов

В представлении греков и римлян именно галлы являлись наиболее полным воплощением понятия «варвар». Эти племена были жестокими и заносчивыми в счастье и враз впадали в панику при перемене удачи. Весь их расчёт строился на производимом их воинством внешнем эффекте и первом натиске. Если нападение галлов удавалось отразить, их мужество таяло на глазах. С удивлением и ужасом античные авторы описывали внешний вид галльских воинов, их огромный рост, золотые ожерелья и браслеты, а также обычай сражаться обнажёнными. Однако наиболее варварской и шокирующей чертой галльского характера они считали обычай охоты за головами.

Охота за головами
О существовании у галлов обычая охоты за головами нам известно из множества самых разных источников. Одним из этих свидетельств является текст Диодора Сицилийского:

«Выстроившись к бою, галлы имеют обыкновение выходить перед строем и вызывать храбрейших из противников на поединок, потрясая оружием и устрашая врагов. Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн».

Галл, демонстрирующий свой победный трофей

Похожий рассказ мы находим у Страбона:
«К их глупости присоединяется ещё варварский и экзотический обычай, свойственный большинству северных народов, возвращаясь после битвы, вешать головы врагов на шеи лошадям и, доставив эти трофеи домой, прибивать их гвоздями напоказ перед входом в дом».

Источником для обоих авторов послужило не дошедшее до нашего времени сочинение греческого философа и историка Посидония из Апамеи, основанное в том числе на личных наблюдениях автора. В 80-х годах до н.э. Посидоний совершил продолжительное путешествие по западной части Средиземноморья, посетив при этом Испанию и южную часть Галлии. В пути Посидоний знакомился с обычаями, знаниями и культурой местных народов. Страбон сообщает, какое впечатление на Посидония произвёл галльский обычай хранить у себя дома отрубленные головы врагов:

«Посидоний говорит, что ему самому пришлось наблюдать подобное зрелище во многих местах, хотя сначала он чувствовал отвращение, но потом, привыкнув, спокойно его переносил. Головы знатных врагов галлы сохраняли в кедровом масле, показывали чужеземцам и не соглашались отдать за выкуп даже на вес золота».

На всеобщее обозрение
Обычай охоты за головами не является эксклюзивным и имеет широкие параллели у других варварских народов, в том числе иберов и испанских кельтов, германцев, фракийцев, иллирийцев и других. Отрубленная голова в традиционных культурах была зримым доказательством доблести воина и символом одержанной им победы. У некоторых народов юноша становился мужчиной лишь после того, как приносил голову убитого врага. Преподнося трофей в дар вождю, он получал за свой подвиг награду. Не был этот обычай вполне чужд и римлянам, у которых воин, убивший врага в поединке и отрубивший ему голову, как сообщал Полибий, получал от военачальника в награду серебряную чашу.

О том, насколько широко был распространён этот обычай, можно судить по рельефам Колонны Траяна, на которых изображены отрубленные головы римских солдат, выставленные на стене дакийского города, и головы самих даков на кольях, установленных на валу римского лагеря. Одна из сцен представляет римских воинов, которые приносят отрубленные головы даков императору, а тот вручает за них награды. В найденной археологами в 1965 году эпитафии некоего Тиберия Клавдия Максима говорится, что он захватил тело царя даков Децебала и поднёс его голову императору Траяну. Тот отослал этот дар в Рим, где голову бросили к подножию Капитолия.

Аполлон с головой и кожей Марсия. Римская мраморная скульптура II века н.э
Один из смыслов этого жестокого обычая заключался в том, что голова человека с отчётливо узнаваемыми чертами лица являлась важнейшим источником его идентификации. Выставленная на всеобщее обозрение, отрубленная голова служила надёжнейшим доказательством смерти человека и свершившейся таким образом мести. Это заставляло участников Гражданских войн в Риме платить за головы врагов золотом их убийцам. Полибий рассказывает историю Хиомары, жены галатского царя Ортиагонта, которая попала в плен к римлянам и подверглась насилию со стороны захватившего её центуриона. Муж Хиомары предложил в качестве выкупа за неё огромную сумму — талант (26 кг) золота. Римлянин согласился на сделку и назначил местом встречи берег ручья, протекавшего между двумя стоянками. Когда деньги были получены, Хиомара велела своим слугам убить римлянина и отрубить ему голову. Вернувшись к мужу, она бросила эту голову к его ногам в знак того, что нанесённое ей оскорбление искуплено. Можно представить, что свой поступок Хиомара мыслила по аналогии с обрядностью мужского обычая добывания головы врага на поле битвы.

Фрагмент скульптуры, изображающей отрубленные головы из Энтремона в южной Франции

Голова в верованиях галлов
Охота галлов за отрубленными головами врагов отчасти объясняется тем символическим значением, которое эта часть тела имела в их представлениях. Голова являлась средоточием жизненной энергии человека, местом, где помещалась его душа. Отделяя голову от тела и сохраняя её в особых условиях, воин приобретал возможность заполучить жизненную силу своего врага для себя или по крайней мере избегал того ущерба, который мог нанести ему дух умершего. Со слов Посидония известно, что галлы оказывали почёт и уважение хранившимся у них головам выдающихся воинов и вождей их врагов. В ходе многочисленных войн им досталось немало голов римских военачальников, в том числе консула 225 года до н.э. Гая Атилия Регула, консула 223 и 217 годов до н.э. Гая Фламиния, консула-десигната 216 года до н.э. Луция Постумия и других. Ливий рассказывает, что, отрубив голову Луция Постумия, галлы счистили с неё остатки плоти, отделали обнажённый череп золотом и поместили его в святилище. По словам историка,

«из этого черепа, как из священной чаши, совершали они по праздникам возлияния и пили жрецы и предстоятели храма».

Галльский петроглиф из южной Франции с изображением всадника и головы, подвешенной к поводьям коня
Почитание голов находит отражение в галльской культовой архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве. При раскопках святилища в Рокепертюз на юге Франции в 1919–1924 годах археологи обнаружили остатки столбов с перекрытиями, внутри которых были сделаны ниши, по размерам и форме предназначенные для выставления в них отрубленных человеческих голов или черепов. Изображения голов украшают постройки галльских святилищ в Глануме и Энтремоне. Известны также обнаруженные в Энтремоне фрагменты скульптур, изображающих ряды отрубленных голов, а также фрагменты статуи всадника с мечом и копьём, у которого человеческая голова подвешена к поводьям лошади. Интересно, что тот же мотив представлен на арочных порталах многочисленных романских храмов Ирландии. Стилистика изображений усеивающих их голов сохраняет устойчивые элементы кельтской пластики: удлинённые, сужающиеся книзу лица с большими глазами и выделяющимися надбровьями, выдающиеся скулы, подчёркнутый подбородок. Эти декоративные элементы отражают реально существовавшую практику экспонирования отрубленных голов в галльских святилищах. О том же говорят античные тексты.

Места находок отрубленных голов и произведений монументального искусства с соответствующим изобразительным мотивом на территории Южной Франции
В 1980-х годах французские археологи предприняли раскопки галльских святилищ Гурнай-сюр-Аронде и Рибмон-сюр-Анкре в Пикардии на севере страны. Оба святилища функционировали как минимум с IV века до н.э. на протяжении нескольких столетий и оказались заброшены вскоре после римского завоевания Галлии. Они имели весьма схожее устройство: оба представляли собой квадратное в плане сооружение, обнесённое по периметру рвом и валом. Внутри этого пространства хранилось огромное количество изломанного оружия и многочисленные добытые археологами костные останки. Анализ останков свидетельствует о том, что эти кости преимущественно принадлежали мужчинам в возрасте от 15 до 40 лет. Многие имели зарубки и другие повреждения, что говорит о насильственной смерти этих людей. Антропологи пришли к выводу, что в течении длительного времени эти кости находились под открытым небом и подвергались воздействию погоды, прежде чем были захоронены в земле здесь же, на территории святилища.

Галльское святилище в Рибмон-сюр-Анкре, современная реконструкция
В глаза бросается одна особенность находок — почти полное отсутствие голов. Среди приблизительно 10 000 костей, найденных в Рибмон-сюр-Анкре, было выявлено лишь только два черепных фрагмента и четыре зуба. Как и другие останки, фрагменты черепа содержат признаки воздействия погоды. Найденные здесь же шейные позвонки носят явные следы обезглавливания. Характер среза свидетельствует о том, что удар наносился, когда человек лежал на земле и скорее всего был уже мёртв. Что происходило с головами далее, доподлинно не ясно. Согласно одной гипотезе, они выставлялись отдельно на столбах здесь же, на территории святилища. Об этой возможности, в частности, говорит большое количество найденных ям для столбов, а также железных гвоздей, которыми головы могли прибивать к столбам. По другой гипотезе головы уносили в другое место, поскольку, как указывает Посидоний, галлы хранили их у себя дома в качестве личных трофеев.

Шейные позвонки из Рибмон-сюр-Анкре со следами обезглавливания

Черепа из Улластрета
Еще в 1960-х годах при раскопках иберийского городища Улластрет на территории нынешней Каталонии (Испания) археологи обнаружили остатки человеческого черепа, принадлежавшего мужчине возрастом 40–50 лет. Череп был пробит насквозь 20-сантиметровым гвоздём, вбитым в его лобную часть и вышедшим из затылка — так отрубленная голова прикреплялась к какой-то деревянной поверхности, может быть, притолоке ворот или дверному косяку дома. Эта находка стала ужасной иллюстрацией галльского обычая охоты за головами.

Во время новых раскопок в 2012 году археологи обнаружили ещё четыре подобных черепа или их фрагмента. Недавно одну из этих находок подробно изучила международная команда исследователей. Как выяснилось, этот череп принадлежал 18-летнему юноше, расставшемуся с жизнью где-то в конце III века до н.э. Судя по особенностям зубной эмали, в раннем детстве ему нередко приходилось недоедать. Вот и всё, что о нём известно. Криминалист Филипп Фриш выполнил реконструкцию портрета погибшего для выставки, проходившей в Национальном археологическом музее Каталонии.

Реконструкция лица 18-летнего юноши, голова которого была прибита к притолоке ворот из Улластрета

Следы бальзамирования
Ещё одна любопытная находка была сделана при раскопках галльского оппидума Ле Кайлар. Городище располагалось на небольшом холме рядом с широкой лагуной, соединявшейся с Роной, и функционировало между VI веком до н.э. и I веком н.э. Найденные здесь железные фрагменты оружия и множество костных останков преимущественно связаны с зоной ворот и, возможно, располагавшейся сразу за ними большой площадью. Остатки керамики и сделанные здесь же монетные находки позволили датировать этот комплекс периодом между 300 и 200 годами до н.э. За десять сезонов раскопок здесь было обнаружено примерно 2700 костных фрагментов. Почти все они относятся к костям черепа, за исключением шести фрагментов шейных позвонков. На многих черепах имелись следы обезглавливания, а также последующих манипуляций. От черепа при этом отделялись шейные позвонки. Внизу затылочной части пробивалось отверстие, через которое удалялся головной мозг. Следы на нижней челюсти говорят об удалении языка и других мягких тканей. Вероятно, эти действия должны были обеспечить максимально длительное сохранение голов от разложения.

Пробитый 20-сантиметровым железным гвоздём череп из Улластрета
Чтобы проверить слова Посидония о том, что галлы подвергали отрубленные головы бальзамированию, команда исследователей из Университета Поля Валери в Монпелье провела химический анализ 11 костных фрагментов. Все образцы были взяты случайным образом из различных частей черепа. Анализ выявил наличие множества веществ, включая жирные кислоты и холестерин, большая часть которых, по мнению исследователей, характерна для продуктов распада животных организмов. Кроме того, шесть из одиннадцати образцов имели следы веществ, называемых дитерпеноидами — контрольные признаки того, что кости находились в контакте с хвойной смолой. Это означает, что по крайней мере часть голов действительно подвергалась бальзамированию. Скорее всего, через эту процедуру прошли только головы знаменитых противников, чтобы как можно дольше сохранить узнаваемые черты лица. Остается неизвестным, как именно осуществлялся этот процесс: погружались ли головы в смолу целиком, или покрывались смолой сверху один единственный раз, или же процедуру повторяли снова по прошествии какого-то времени.

Человек, ловивший на лету пушечные ядра

Во второй половине 19-го — первой половине 20-го веков силачей в цирках было видимо-невидимо. Чтобы сделать себе имя, надо было выдумать нечто, что никто ранее не вытворял.  Джон Холтум решил не просто играться с тяжестями, а ловить их. Причем не просто увесистые предметы, а ядра, коими стреляют из пушек. 
Большие горячие шары, которыми топили корабли и пробивали бреши в мурах цитаделей.
То есть, все выглядело гениально просто. На сцену выкатывали пушку, которая стреляла в Холтума в упор. При этом артист оставался цел и почти невредим. Бис и браво!
Появился на свет мистер Холтум обычным человеком 29 октября 1845 года в маленьком городке Датского Королевства. До 15-летия с ним ничего выдающегося не происходило, а затем парнишка подался на заработки на флот, где Джону понравился не столько сам физический труд, сколько его результаты — молодой человек окреп, возмужал, стал статным и мускулистым. Поняв, что сила — это «его всё», Холтум удрал в Калифорнию, в Сан-Франциско, где недолго поработал грузчиком, а затем подался в цирковые силачи. Идея ловить руками или, «на крайняк», животом пушечные ядра пришла в голову Холтуму позднее, когда в 1870 г. красавец-мужчина вернулся в родную Европу.
Умные люди поначалу отговаривали сорвиголову от дурной затеи. И действительно, на первых репетициях Джон чуть не погиб, отделавшись утратой двух пальцев на руке. Но после двух лет упорных тренировок силач достиг в своем безумном трюке совершенства. Для чего потребовалась огромная сила, стальные нервы и молниеносная реакция — как если бы в одном человеке ужились штангист, гандбольный вратарь и мастер кун-фу. Была подобрана специальная, не «слишком смертоносная» пушка, ассистент заряжал ядро, стрелял прямо в циркача, который ловил заряд руками в перчатках и моментально швырял ядро оземь, ибо за долю секунды шарообразный снаряд мог сжечь ему кисти. На всякий случай к животу Холтума крепилась плотно набитая подушка.
Не исключено, что трюкач был немножечко мошенником. Возможно, пороховой заряд пушки был невелик. Возможно, ядра были полыми внутри или сделаны из легкого сплава. Зрителям из зала, обвинявшим Холтума в обмане, предлагалось выйти на сцену и повторить трюк — за огромную по тем временам премию в 3000 франков, но никто на риск пойти не решился.
Отважный датский красавец вскоре стал секс-символом Парижа. Влюбленные в Холтума дамы призывали власти запретить выступления бесстрашного силача, и вскоре их обожаемый «Адонис» действительно ушел в отставку и женился на молодой цирковой наезднице. Скопив за годы ловли ядер немало денег, он благополучно прожил в Лондоне, где умер от старости в 1919 году. Его дело подхватили многочисленные подражатели, в т.ч. «фейковая» «Мисс Холтом» из Америки. О том, чем увенчались ее попытки настричь купонов с чужой славы, история умалчивает.

Харчо

Некоторые известные кулинары предлагают массу вариаций этого блюда, которое прекрасно готовится и на свинине, и на баранине, и даже из птицы или рыбы. (у Тамары Сулаквелидзе, кто в курсе)

В наше время стало очень модно кричать о «правильности» блюда, всегда призывая к аутентичности.

Лично я очень уважаю людей, которые действительно изучают национальную кухню как историю, только таких знатоков не так уж много. Как правило, все ограничиваются строчкой из сети или криком «а вот моя мама/мне грузины/а моя жена/бабушка делали не так. у вас неправильно» и т.д.

И, когда действительно создавалась рецептура многих национальных блюд, вы могли б себе представить картину — большая семья, ждет обед, тут хозяйка видит, что у нее отсутствует говядина для харчо или фасоль для борща, или какая-нибудь кинза, садится на печь «ну все, обед отменяется»

Очень сомневаюсь. Времена были другие и готовилось иначе, изобреталось на ходу, оттого и столько вариаций любого блюда в разных регионах, оттого даже одинаковые блюда могут называться по-разному. Увидела у соседки, пришла домой, попыталась повторить да дала свое название.

Ладно, это так, размышлизмы. Вернемся к теме. Не скажу, что это харчо, пусть это будет острый суп по мотивам харчо.
Нам потребуется :
свинина мякоть грамм 600
ребра — грамм 400
2 луковицы, 1 крупная морковь, головка чеснока, стакан риса, соус ткемали 1 стакан, грецкие орехи стакан, зелень и приправы на ваш вкус.
Мякоть отправилась в бульон.
Варим, как обычно.
Я первую воду сливаю, затем на очень-очень тихом огне булькает с луковицей и морковью часа два.
Рис промываем очень и очень тщательно, пока вода не станет прозрачной и отставляем в сторону
Ребра быстро обжариваю (для запаха и вкуса)
И отправляю в наш бульон.
Через пару часов можно добавить рис и все продолжает потихоньку вариться.
Лук и морковь шинкуем, режем, как душе угодно.
И на сковороду.

Рука тянулась добавить хоть ложку томатов, но решила все-таки без них.
Орехи немного обжариваем на сухой сковороде.
Измельчаем.
Затем в кастрюлю к готовому мясу и рису отправляются овощи, орехи и минут 10-15 все это тихонько булькает
Приправы (не забываем, это ни харчо)
Лавровый лист, несколько горошин перца, молотый черный и красный, хмели-сунели, кусочки сушеной паприки, сушеные помидорки измельченные (дада, не удержалась).
вроде все
Все это отправляется в кастрюлю и еще минут на 10
после этого я лавровый лист выкидываю. Как по мне, от него потом идет какое-то послевкусие.
Затем добавляем измельченную зелень и чеснок.
И оставляем еще минуты на две-три.
После даем настояться.
И вот он ароматный после ночи.
И в тарелке.
Всем спасибо за внимание.
©

Пошлые картинки с отличными комментариями

Очередная порция пошлого юмора, в это раз в пошлых картинках и не менее пошлых комментариев с просторов социальных сетей и других частей интернета. Не поленитесь посмотрите нашу новую подборку и хорошее настроение вам гарантировано.  + 16. Добавляйте!)

















Предыдущая часть ТУТ